На эту статью натолкнули комментарии под постом «Почувствуй себя Катаевым».
В общем, расскажу о литературных неграх или литрабах, как их еще называют.
Вообще, вокруг этого явления витает множество слухов и легенд. Это как «Ты суслика видишь? А он есть!». В итоге рождено множество легенд и мифов, о которых сейчас поговорим.
Как обычно представляют?
Молодой человек (девушка или вьюнош со взором горящим — не суть важно), главное, что всей душой любящий литературу и готовый посвятить ей жизнь с одной стороны, и нахальный, жадный до денег рабовладелец писатель — с другой.
Бедный литраб целыми днями пишет за сущие гроши, кормясь мечтой научиться, вылезти в люди и ИЗДАВАТЬСЯ! А «хозяин» гнобит как может, чтобы перекрыть дорогу в светлое будущее и не потерять такое удобное средство производства материальных благ для себя любимого.
Ну... может быть, есть и такое. Где-то. Но, скорее всего, осталось в «лихих 90-х», а тогда вообще ни с кем не церемонились.
А что теперь?
А теперь все с точностью до наоборот.
Для начала, кто такой литнегр? Это человек, пишущий истории, которые издают под именем заказчика и... получающий за это деньги.
И вот тут складывается интересная картина.
Оказывающий такие услуги человек должен не просто уметь писать. Он должен уметь «зеркалить» стиль заказчика, чтобы даже самый изощренный читатель не понял, что писал другой человек. А это, надо сказать, уже признак мастерства. Нет, не так. Мастерства! То есть человек знает себе цену. «За спасибо» такого нанять очень и очень тяжело, придется раскошелиться. (Лично знаю девушку, издающегося автора серьезных фантастических романов, которая пишет пикантные истории для заказчицы, которые та выкладывает в сети под своим именем. Когда мне озвучили цену за повесть, которая пишется от силы пару недель, у меня челюсть упала, потому что многие и за роман, над которым полгода тряслись, столько не получают).
Вот и подошли мы к тому, зачем хорошо владеющие языком и стилистикой люди идут в литнегры.
Деньги.
Литнеграм хорошо платят. Зачатую в этом качестве он получит больше, чем за собственную изданную книгу.
Или человек не думает подвизаться на литературном поприще. У него другая профессия, но писать он умеет. А тут — подвернулся способ заработать! Как фриланс. Утром деньги, вечером стулья. Все честно!
Нежелание заморочек.
Написать книгу мало. Нужно её издать, продвинуть, продать тираж (речи о том, что это работа издательств — в пользу бедных. Нынче это работа автора. Продал тираж — кушаешь, нет — лапу сосешь). А так написал, деньги получил, и голова не болит, дальнейшие телодвижения — проблема заказчика.
По этому пути идут даже довольно популярные и издающиеся авторы. Пишут «на заказ». Имена называть не буду, кто заинтересовался, покопайтесь в сети, почитайте интервью.
Кстати, есть еще один вид «рабовладения» — соавторский. Я сейчас не о нормальном, равноправном соавторстве, а о случаях, когда маститый писатель берет в соавторы никому не известного новичка. Конечно, возможно, что этот «новичок» — любимый ученик, но и то, что литнегр — вероятность есть. Только здесь, кроме денег, автор помогает заработать имя, оно начинает мелькать и «юное дарование» или взлетит на вершину Олимпа, либо его сожрут добрые читатели.
Ну, это если по верхам.
А, еще.
«Фу-фуф-фу, писатель сам ничего не умеет, выезжает за счет чужого таланта!».
А вот фигушки! Не выйдет. Литература, она такая. Тут работает правило «сперва сам добейся». Если ты, лично ты, ноль без палочки, то можешь обзавестись хоть легионом литрабов — не поможет. Имени нет. Читать не будут, а значит — и покупать.
Так что все те, кто сейчас использует «добровольный рабский труд на плантациях» прежде всего сами пахали почище тех самых рабов. Добивались. Выползали в люди. Выгрызал себе место под солнцем. Нарабатывали целевую аудиторию, стиль, имя. Делались популярными, известными и … продающимися. А потом... ну, кто знает причину, по которой понадобился наемный работник?
Это, кстати, и в мире музыки практикуется. Люди пишут песни (или музыку, или тексты), которые наши звезды эстрады выдают за свои. И да, опять в силе «под своим именем я бы столько на этом не заработал» — это мне музрабы лично говорили.
Кстати, имена заказчиков не выдают ни те, ни те — кто же будет резать дойную корову?
И еще. Не все плодовитые авторы «рабовладельцы». Просто некоторые обладают колоссальной работоспособностью, а большинство романов (что женские, что мужские) можно написать за короткий срок, ведь самое сложное — генерация сюжета, это работа нескольких дней, а дальше все зависит от скорости, с которой ты можешь набивать килознаки и умения создавать живые образы героев. Полтора месяца на книгу — это реальность.