Найти в Дзене
Пароход Онлайн

Фэтшейминг. А вы стыдитесь своего веса?

Советские фильмы изобилуют полнокровными мужчинами и женщинами, худышки вызывают трогательную жалость. Сейчас – ровно наоборот. Разве что жалость к тем, кто полнее нормы не трогательная, а вполне себе неприятная. Осуждающая такая жалость. Жалость к человеку, искушаемому соблазнами и поддающегося этим соблазнам, грешному буквально одним из смертных грехов, а потому – падшему. Нет-нет, да и навернётся на язык злое словечко… Имя этому явлению – фэтшейминг, «стыдить за полноту».

Мы унижаем понемногу кого-нибудь и как-нибудь…

Это Пушкин писал, конечно, про то, что мы все учились хотя бы чему-то. И точно: учились. В школе нам прививали первичные навыки ненависти: толстый, худой, смуглый, альбинос, очкарик, торчащие зубы… Да масса причин, по которым ребёнка, выделяющегося из усреднённой массы можно загнобить. Даже «хорошист» среди «двоечников» будет ненавидим – за то, что успешен. И тот же «хорошист» в среде «отличников» будет унижен и оскорблен за то, что он такой глупый и ленивый. Не надо думать, что в травле виноваты только школьники. С аппетитом подключаются к ней учителя, родители – и чужие, и свои, интернет-пользователи. Довести до [роскомнадзор] человека – проще простого. Особенно девочку. Ну, или женщину.

Вы не задумывались, какие дикие миллиарды стрижёт индустрия красоты на том, что сотни голосов с ненавистью кричат из-за углов: «Толстая!» «Коротконогая!» «Плоская!» Кричат, орут, шипят и глумятся – а из-за другого угла добрые люди уже протягивают чудодейственные ягоды годжи, зеленый кофе, буклеты на липосакцию и дрожащие как желе силиконовые импланты. Срочно вставь! Срочно срежь! Срочно съешь! И тогда станешь как все, и общество начнёт тебя любить наконец-то, уродец ты недоделанный… Уродинка нелепая.

Самое, конечно, распространенное заблуждение – что человек в любом возрасте и состоянии может выглядеть как античный герой. Под него рассчитаны стулья в кафе и сиденья в самолёте, для них – Гераклов и Венер – шьются элегантные платья и костюмы, они – на всех обложках журналов и с дипломами победителей всевозможных конкурсов. В Сети даже сложился термин такой «люди с красивыми лицами»: то есть, ты можешь быть глуп, необразован и неопытен, но если синий костюм сидит на тебе как на Джеймсе Бонде, а лицом ты похож на голливудского актёра или актрису – все дороги открыты. Всяко шире, чем вот той пышечке с розовыми волосами или тому вот толстяку в футболке. Ну да, они справятся лучше, но они же такие… жи-и-ирные. Лучше пусть страдает работа, чем наше чувство прекрасного. Абсурд? Но он реален.

Американское чувство прекрасного

В США правит бодипозитив и толерантность. Настолько, что фильмы о пищевых привычках американцев просто смотреть невозможно: только один заход в супермаркет вызывает моральное содрогание – выпирающие из узких шортиков бока-маффины покупателей, колышущиеся зады, руки и ноги, стекающие чуть ли не до колен животы и одутловатые лица. Страшно. А что вы смеетесь? В России по статистике каждая четвёртая женщина страдает ожирением. Не потому, что тортики ночами трескает – дорогое это удовольствие нынче, тортик. А потому, что ест один раз в день, дешёвенькие макарошки с булочкой да маргариновым спредом, подделывающимся под масло. Запивает чаем с конфетой (мука, крахмал, сахар, жир). Если ест три раза в день – ситуация ничуть не лучше. С утра – бутерброд с колбасой (хлеб, мука, жир, крахмал). В обед – жирный суп в столовой, в лучшем случае, а то и растворимая лапша (жир, крахмал, мука) с шоколадкой (мука, жир, сахар). Узнали себя или своих знакомых? То-то и оно.

И нарастают бока, складки на спине и животе, становится трудно дышать и таскать опухшие ноги. Но как подумаешь, что снова подняли платежи за квартиру, у младшего развалились ботинки, старшему надо в институт что-то послать, муж говорит, что надо меня шрус и шаровую (штой-то?), стоматолог тоже, вроде бы, не помешал… И всё. Растворяются мечты о тунце, свежем салате, мягком как масло авокадо и экзотических смузи и гранолах. Растворяются они, эти мечты, как сахар-рафинад, как сметана в ведре борща на всю семью, как деньги, отложенные на абонемент в спортзал.

Не у всех, конечно, так. Те самые три из четырех женщин, наверное, всё-таки находят и деньги и возможности. Кого-то спасает генетика, кого-то – молодость. Но 25% ожиревших россиянок – это нездорово. Это настоящий кошмар для демографии. Но вместо того, чтобы бороться с причинами или хотя бы со следствиями, что делает наше общество? Правильно, бьёт пострадавших.

Рефрен «сама виновата, нечего было обжираться» - это и про мужчин тоже. И они с возрастом начинают ходить, выпятив вперед брюшко. И им тоже проще поесть макарошек и поспать лишний час в ритме хронического недосыпа, чем пойти в спортзал. А ещё – вечные стрессы, стрессы, стрессы. И на этом фоне худые, стройные и просто не очень полные единым строем идут в атаку на тех, кому не посчастливилось пополнеть больше нормы. Они – живой пример остальным, что и с ними может случиться то же самое. Поэтому толстых демонизируют, их не берут на работу (лично знаю как минимум два таких случая), им отказывают в праве отдыхать и одеваться. Каждый кусок, который они кладут в рот, подвергается разглядыванию и осмеянию. Поверите ли: в специальной программе FatSecret, которая помогает подсчитывать калории, есть форум, на котором стройняшки всячески обижают пытающихся похудеть людей. Специально приходят, подпитать чувство уверенности, что уж с ними-то всё в порядке…

Не идеализирую США ни в коей мере. Но там, хоть тоже издеваются над толстяками, но всё-таки втихаря. Ибо это наказуемо. А у нас – в открытую. Думаете, поэтому там больше ожиревших людей? Вовсе нет. И тому есть доказательства.

Бургер не стыд – глаз не выест

Американцы в принципе ходят меньше, чем русские. Потому что у нас всё в одном городе: и парикмахерская, и магазин, и работа, и дом. А им, беднягам, приходится порой преодолевать большие расстояния, чтобы выспаться или поработать: работа в одном городе, дом – в другом. И добраться туда можно только на машине. Москвичи меня поймут.

Понятно, что к этому плюсуется невозможность поесть в машине даже в пробке, в принципе сократившееся до минимума время на еду – и вот мы уже един фаст-фуд. А чтобы это всё растворилось в желудке – пьём газированные напитки. А стресс заедаем сладким жирным пирожком, шоколадным мороженым или коробкой конфет… И всё: одежда на пять размеров больше, программа «Я вешу 300 кг» и специальная кровать. При этом общественное осуждение не так давит, чтобы резко бросить привычный образ жизни, но и не так лояльно, чтобы не вызывать стресс, который опять приходится заедать. Вот такая она, эта Большая Америка.

В России же почему-то не догадываются, что все гнусные эпитеты, которыми толстяков – опять-таки, женщин обычно – осыпают окружающие, никак не заставят похудеть. Разве что озлобят и заставят думать, что уже ничего не исправить, а мир – жесток. Но мы же понимаем, что если вдруг люди проникнуться добрыми чувствами и перестанут унижать и мучить друг другу из-за веса, рухнет многомиллиардная империя. Сети специализированных фитнес-залов и салонов, пластическая хирургия, диетологи, нутрициологи, индустрия суперфудов и диетпитания, психологические тренинги и многое-многое другое… Если пользоваться этим правильно – польза будет. Но люди так любят всё возводить в абсолют!

Можем, мы всё-таки опомнимся, примем полных людей как данность бытия и сосредоточимся не на красоте, а на здоровом образе жизни? Начнём шить вещи больших размеров, открывать магазины и рестораны здорового питания, вернём производственную и утреннюю гимнастику, построим везде площадки для воркаута… Мечты-мечты…. Но эти стоят того, чтобы сделаться былью. Честное толстое слово.

Фото из открытых источников