Какие товары нельзя вернуть в магазин или продавцу?
Очень часто бывает так, что покупателей не устраивает качество купленного товара. И тогда закон будет на их стороне, но только в том случае, если выявленные дефекты носят производственный характер (то есть они появились не по вине покупателя или не в силу неправильной эксплуатации изделия). Но бывает и так, что человек просто совершил необдуманную покупку. Может ли он вернуть товар продавцу, если недостатков как таковых у товара нет?
Продовольственные товары
Для начала стоит отметить, что все товары делятся на две группы — продовольственного и непродовольственного назначения. Товары из первой группы (а это и пищевые продукты, и отдельные пищевые ингредиенты) вообще не подлежат возврату без каких-либо дополнительных условий и оговорок. Что касается непродовольственных товаров надлежащего качества, то для них еще в 1998 году был отдельным постановлением определен список тех, которые возврату и обмену не подлежат.
Медицинская группа
Пожалуй, самые строгие ограничения действуют в отношении товаров медико-лекарственной группы. Если речь идет о продукции хорошего качества, которые просто по какой-то причине не пригодились, то не подлежат возврату и не получится обменять следующие группы изделий:
- медицинские инструменты (причем речь идет не только о серьезных хирургических инструментах, иглах и катетерах, но даже о мелочах — шприцах, пипетках, жгутах);
- диагностические приборы (глюкометры, тонометры, пульсометры разных конструкций);
- приборы лечебного назначения (слуховые аппараты, массажеры, хирургические бандажи и т.д.);
- лечебно-профилактическая аппаратура (кварцевые лампы, ингаляторы и прочее);
- гигиенические средства (от зубной пасты и ополаскивателя ротовой полости до салфеток, прокладок и мочесборников);
- дезинфицирующие средства;
- линзы для очков;
- любые лекарственные препараты независимо от формы выпуска (таблетки, мази, спреи, растворы для инъекций);
- парфюмерия и гигиенические средства для ухода за детьми (от присыпок и крема до подгузников).
Парфюмерия и косметика
Парфюмерия и косметика — это товары, которые вернуть не удастся. В эту группу входят парфюмерные средства (духи, дезодоранты, ароматические спреи, композиции для дома), а также декоративная и уходовая косметика (сыворотки для кожи, кремы, косметические масла, губная помада, лечебные и декоративные лаки и гели и многое другое). Правда, если попался откровенно некачественный товар, то тут уже будет совсем другой разговор.
Текстильные товары
Если говорить о текстильных изделиях, то в данную группу входят изделия из разных волокон, как натуральных, так и искусственных (лен, хлопок, шелк, шерсть, смесовые ткани). Причем это может быть как одежда (сорочки, брюки, платья, любые костюмы, джемперы), так и белье (майки, футболки, нижнее белье) и головные уборы (кроме тех, которые были сшиты из настоящей кожи и меха). В эту же группу входят текстильные товары для дома — это могут быть шторы, занавески, ткани для обивки мебели и т.д.
Если вы купили качественное изделие и оно просто не подошло вам по размеру, то законом не предусмотрена возможность его возврата и обмена. Здесь вы можете полагаться только на добрую волю продавца. Стоит отметить, что в большинстве случаев в условиях высокой конкуренции покупателю все-таки идут навстречу, но ему нужно взять с собой паспорт, чтобы можно было вернуть товар и взять на обмен другой. Дело в том, что теоретически при этом возвращаются деньги из кассы, и если даже вы в тот же момент их заплатите за другой товар, нужно провести эту операцию по бухгалтерии.
Какие предметы личной гигиены нельзя сдать обратно, если они надлежащего качества? Это:
- зубная нить/щетки/зубочистки;
- расчески, щетки, гребни, брашинги для волос независимо от материала изготовления, бигуди всех видов;
- заколки;
- любые виды париков.
Следует отметить, что перечень не подлежащих возврату товаров, утвержден законодательно. И в законе не говорится о существовании каких-либо исключений — например, если перечисленные предметы личной гигиены даже не распаковывались, от них все равно нельзя будет отказаться. Бытовую химию тоже не вернуть — это распространяется на все средства для чистки, мытья и дезинфекции.
Ювелирные изделия
Ни один магазин не примет к возврату качественные ювелирные изделия (не важно, из золота или из серебра, с камнями или без них). Кольца, серьги, брошки, цепочки — все это нельзя будет вернуть в магазин, даже если вам не подошел размер. И это понятно, ведь тогда продавец рискует, что из-за действий мошенников назад получит уже подделку, а проверить подлинность в условиях розничного магазина не так просто.
Стройматериалы
Строительные материалы надлежащего качества также не подлежат возврату. К этой группе относятся как конструкционные материалы (кирпич, пенобетон, каменные блоки), так и отделочные материалы (обои, керамическая плитка, декоративные панели из различных материалов), а также оконные и дверные конструкции, декоративные изделия, включая лепку.
Типография
Не получится вернуть печатные изделия непериодического характера. Действительно, получилось бы, что человек купил книгу, прочел, причем читал аккуратно, так что по состоянию издания этого не видно, а потом сдал в магазин и получил бы деньги обратно. Это бы просто похоронило книжный бизнес.
Товары сельского хозяйства
Фермеры не смогут вернуть партию пестицидов/агрохимикатов, если они соответствуют изначально заявленным характеристикам. Это же касается сельхозрастений и животных — продавец имеет полное право взять их обратно.
Обменять или вернуть не получится и любые транспортные средства надлежащего качества независимо от их конкретного назначения, вплоть до скутеров и квадроциклов.
Ничем закончатся любые попытки вернуть в магазин электронные устройства, если вдруг по какой-то причине вы передумали и решили, что они стоят слишком дорого, а вам они не так уж и нужны. Это же относится и к различной бытовой технике, включая пылесосы, стиральные машины и многое другое. Не подлежит возврату и домашняя мебель независимо от ее назначения (это могут быть кресла, диваны, пуфы, шкафы — что угодно) и от материала, из которого она изготовлена. Это заставляет серьезнее думать о том, насколько вам нужна та или иная вещь, прежде чем вы за нее расплатитесь.