Найти тему
Журнал "Работница"

Марина Девятова. Дороги счастья

После рождения ребенка Марина Девятова, российская исполнительница народных песен, стала еще более многогранной натурой. К тому, что она артистка, художественный руководитель, юрист, конферанс, хормейстер, балетмейстер, прибавились еще две роли: теперь она мама и жена.

Как вы все успеваете?

Я понимаю, что нельзя все нести на своих хрупких женских плечах. Но пока все замыкается на мне и направлено на будущее, на перспективу.

Ваш спектакль «Дороги счастья» недавно был показан в Москве в честь вашего юбилея. А по какой дороге идет Марина Девятова?

Совсем недавно я посмотрела видео об особенностях женского и мужского мозга. Рассказывал один американский психолог. Оказывается, мозг условно делится на своеобразные коробочки. Мужчина достает одну коробочку, делает необходимую задачу и закрывает ее. Женщина же одновременно открывает все коробочки, при этом они могут контактировать и переплетаться между собой.

Моя дорога счастья — это такое соединение нескольких троп в еди- ный путь под названием «жизнь», которая делится на семью и на работу. Совмещать это архисложно и практически невозможно. Все, что связано с семьей, должно быть дома.

Артист же — это человек, который предполагает гастрольную жизнь. И когда, собирая вечером чемодан, я вижу в нем ершик от унитаза, то понимаю, что мой ребенок категорически не согласен с моей деятельностью. И ей все равно, почему маме необходимо уехать. Мама должна быть дома.

Все мы, дети артистов, взращенные за кулисами такими милыми людьми, как завпост, который знает, как открыть и закрыть сцену. Думаю, что Ульяну Алексеевну ожидает примерно такое же будущее.

Я совсем не жалею о таком своем детстве, потому что это было очень интересно. В любом доме культуры, в любом концертном зале, филармонии, театре есть потайные места, куда разрешают ходить только тебе. Больше никому, ведь те полторы тысячи зрителей, сидящих в зале, не имеют такой возможности. А ты имеешь. Тебе обязательно надо в какую-нибудь комнату-костюмерную, в какую-нибудь рубку.

Поэтому мои маленькие тропы извилистые, иногда труднопроходимые, но оптимистичные. Ведь любую, даже самую трудную, дорогу можно пройти с улыбкой.

Ульяна Алексеевна путешествует с вами на гастролях?

Сейчас еще нет. Рановато. Нам еще только два годика. Я думаю, что свою порцию гастролей она еще приобретет. А пока Ульяна Алексеевна в отсутствие мамы облюбована вниманием родных и близких — любимой бабушкой, папой и няней.

-2

Зачастую, когда мама посвящает все внимание малышу, у нее совершенно не остается времени на себя. Посоветуйте, как не впасть в рутину, ухаживая за ребенком.

Я считаю, что в моей ситуации постоянное движение — одна крайность,
полное погружение в материнство — другая. Должен быть баланс.

У меня по жизни такой принцип — дома должна быть счастливая мама. Если она счастлива от того, что проехала двадцать пять городов и, вернувшись домой вдохновленной, в течение следующего месяца будет находиться дома, то это прекрасно.

Если мама поехала в салон красоты, уделила себе время, сменила картину быта — это баланс, который должен присутствовать обязательно.

Мужчине в этом смысле всегда сложно понять женщину, потому что ему кажется: «Ну что ж тут такого! Сидишь дома с ребенком!… Вот я работаю». Но как только вы предлагаете ему поменяться с ним местами, хотя бы один раз оставив его с утра до вечера одного с годовалым ребенком без приготовленной каши и необходимых инструкций, он сразу начинает ценить труд женщины. А труд матери бесценен.

Поэтому ни в коем случае не нужно себя винить и бичевать, вырабатывая этот комплекс «бросила своего ребенка ради себя». Нужно быть просто счастливой женщиной. Таким образом, можно дать ребенку намного больше радости и позитива.

А вам удается трансформироваться из художественного руководителя снова в маму и обратно? Не приходится ли творчество приносить домой? Ведь все взаимосвязано и пропитывается друг другом.

Некоторые женщины говорят, что, заходя домой, оставляют работу за порогом. Мне кажется, они лукавят. Так могут делать, может быть, сотрудники офиса, которые не ведут своего дела. Когда вы организовываете свое дело, то полностью в него погружаетесь. Если я лишний раз не прочитаю интервью, то, возможно, потом будут ошибки, потому что не проконтролировала. Если сама не приму какой-нибудь гастрольный график, то неожиданно могу уехать не туда, куда нужно.

Кто такой художественный руководитель? Это человек, который принимает глобальные решения и умеет руководить коллективом. Когда я прихожу домой, раздаются звонки, что-то нужно решать здесь и сейчас.

Иногда бывает, что находишься дома, а на завтра предлагают хорошую работу. Я не думаю, что нормальный человек откажется от финансового потока. Естественно, приходится решать такие вопросы сию минуту. Это непросто. Поверьте, так же непросто, как гримироваться перед выступлением и одновременно разговаривать по телефону с врачом-педиатром, который рассказывает, как надо правильно вставлять свечечку, отсасывать сопельки, почему ребенку надо дать антибиотик и вообще что с ним происходит. А вы находитесь на расстоянии и ничего не можете сделать, кроме как довериться этому человеку. На самом деле все это психологически непросто. Я стараюсь, но не всегда получается все и сразу.

-3

Развиваете дочь творчески?

А тут ничего не нужно развивать. Она еще в утробе проехала со мной шесть с половиной тысячи километров гастролей, ни разу меня не пнув, не ударив, никак не дав знать о себе. При этом громкого звука было много. Все это крепилось на ее маленьких нервах.

Сейчас она ведет меня за палец к магнитофону. Мы включаем «маму». Три любимых трека — «Камаринская», русская народная песня «Ох, не будите меня молоду» и «Пчелочка златая». Берется кухонное полотенце, превращается в платочек, и начинаются дикие танцы в большой комнате. У нас есть сцена в виде ковра. Есть зрительный зал в виде дивана и двух кресел. Поверьте, я ничему ее не учила. Гены берут свое. Она знает, что будут аплодисменты. А после них надо кланяться.

С творчеством у нас все в порядке. Мы ничего специально не делаем. Оно просто льется на радость родным и близким. Мы показываем ей разную музыку, разные инструменты. Она ходит на мои концерты. Семья у нас творческая — мама-народница, да и дедушка тоже. Поэтому у нее выбора как такового нет. Если бы мы были какие-нибудь джаз- или рок-музыканты, то, может быть, она слушала другую музыку. Но сейчас она впитывает то, что раньше впитывала я. Это у нас традиция такая.

На какие-то спектакли ходите?

Пока она маловата, и, боюсь, что не поймет. Мы больше в аппликациях, лепке, рисовании, мультфильмах. А вот к трем годам, я думаю, к нам на Новый год придет Дедушка Мороз, мы начнем писать ему письма и будем посещать детские спектакли. Поэтому я сейчас больше слежу за теми мамами, особенно блогерами, которые дают много советов, и я обязательно к ним прислушиваюсь. Безусловно, я стараюсь развить в Ульяше любовь к русской национальной культуре. Конечно, мне хочется, чтобы она воспитывалась на наших русских сказках и спектаклях.

Ваши принципы достойны восхищения. Вы считаете, сейчас родители прививают детям любовь к русской культуре?

Я не идеальный человек, и у меня тоже есть свои скелеты в шкафу. Просто я стараюсь быть самой собой. У меня есть недостатки, но я о них не кричу и не пытаюсь выглядеть лучше, чем я есть на самом деле. Что касается воспитания, опять-таки наши дети перенимают от нас не то, что мы говорим, а то, что мы делаем. Бесполезно подростку говорить: «Васенька, курить это плохо!», закуривая при нем сигаретку.

Поэтому детям надо не говорить, а показывать. Я живу в своей традиции. Мы как родители ответственны за ребенка и его жизнь, за его моральное, физическое и психологическое воспитание. Когда Уле исполнится 18 лет, наступит ее зона личной ответственности. Но пока мы в ответе за своего ребенка.

Все начинается из семьи. Не нужно ругать школы, детские садики, что они так плохо воспитывают и развивают наших детей. Если папа с пивом смотрит хоккей, а мама в Instagram ставить лайки и постит все, что под руку попадется, вряд ли ребенок будет знакомиться с какой-то культурой.

Надо начинать в первую очередь с себя, и делать из этого традицию. По выходным, например, или раз в месяц куда-то выходить. В театр, на концерт, приглашать бабушек, дедушек, рассказывать о стране, о наших предках, о нашей культуре, о тех войнах, которые мы выиграли. Нам есть чем и кем гордиться.

-4

И детишек надо воспитывать в первую очередь в семье. Не давать им постоянно планшеты и телефоны для того, чтобы они занялись хоть чем-нибудь, когда мы заняты своими делами... Нет. Я просто вижу эту проблему вокруг. На самом деле это бич XXI века. С одной стороны, мы без гаджетов и интернета жить не можем, с другой — мы вообще перестали общаться, разговаривать, в гости друг к другу ходить.

Мы умудряемся встретиться с подругами и сидеть в телефонах. Мы не общаемся, как наши родители, песни-гитары, что вы! Более того, мы еще пытаемся, не видя друг друга месяцами, показывать какие-нибудь классные видео. Все это нужно постараться оставлять за пределами семьи. И деткам нашим дарить живое общение. Мы можем сколько угодно ругать наше руководство, нашу страну и т.д., но все-таки Родина начинается в семье.

Недавно у Вас был юбилей — 35 лет. Это для вас время укрепления жизненных принципов или новая ступень по лестнице экспериментов?

Несмотря на то что мне 35 по паспорту, биологически я чувствую себя 20-25-летней девчонкой, которая совсем недавно окончила музыкальный колледж. Я рада каждому человеку, который приходит в мою жизнь. Я рада каждому негативу, который есть в моей жизни, потому что это уроки. Это опыт, который я приобретаю.

Это мои учителя, которые приходят ко мне в жизнь. Какие-то ступени я прошла, в частности, получив опыт огромной концертно-гастрольной деятельности. Очень много можно говорить об опыте материнства, но когда вы не испытали его, то являетесь только теоретиками. Я искренне верю в то, что у человека все должно развиваться согласно его природе, и не нужно пытаться этому противостоять.

Мой путь не быстрый, а скорее каждодневный труд. Я это прекрасно понимаю и укрепляю свои позиции. Я горжусь своей культурой, горжусь своей страной, горжусь тем, что неоднократно представляла Россию на разных конкурсах и фестивалях.

Да, конечно же, мне как нормальному амбициозному артисту хотелось бы больше появляться на экранах. Но я рада тому, что у меня есть сейчас. Благодарна тем каналам и радиостанциям, прессе и СМИ, которые меня сейчас поддерживают. Все-таки благодарный человек — это счастливый человек.

-5

Скоро состоится ваш концерт в Кремле. Расскажите, что нас ожидает?

2019 год для меня юбилейный. Концерт в Кремле я назвала «20 лет вместе с вами». Да, может быть, это не такой большой срок. Но для меня это событие. Мои друзья, которые придут меня поздравить. вместе со мной исполнят дуэты. Причем это не просто друзья, потому что мы в Instagram ставим друг другу лайки, а это друзья, с которыми мы действительно дружим семьями. Мы ходим друг к другу в гости. Я знаю их мужей и жен. Это люди, которых я очень люблю и уважаю.

Будет большая концертная программа, в которой прозвучат как любимые народом песни, мои визитные карточки, так и новые произведения, которые мы сейчас готовим. Это непростой процесс, который требует масштабной глобальной подготовки.

Пока свои согласия дали Сергей Волчков, Глеб Матвейчук, Варвара, Александр Панайотов, хор им. Пятницкого, ансамбль «Гжель», мой отец Владимир Девятов, группа «Баян-микс». Хочется сделать большое красивое народное шоу. Когда мне говорят, что народная песня неформатная, я останавливаю своего собеседника и отвечаю: «Приходите к нам на концерты». Одно дело, мы живем с вами в Москве, большом мегаполисе.

Другое дело, когда мы приезжаем в регионы, в тот же Ростов, Краснодар, Ставрополь, где люди в восторге от народной культуры, они кричат «любо» из зала, они на этом на всем выросли, они скучают по этой культуре.

-6

При этом наша страна географически расположена очень широко. У нас столько традиций, столько красивых многоголосий, хореографической разноплановости. Народное творчество многогранно, многоконфессионально.

За осень 2018 года мы проехали Мордовию, Марийскую Республику, Чувашию и Татарстан. Каждый раз приезжаешь и понимаешь — это все Россия. Это республики, в которых живут люди, говорящие на двух языках, уважающие народное творчество. Они очень скучают по тому, что, может быть, было раньше. Но мы ни в коем случае не опускаем руки, поэтому народные певцы — артисты гастрольные. Нас не так много в телевизоре, но нас достаточно любит зритель, и я благодарна и ценю каждого своего поклонника, который живет в регионе, пришел и заплатил свои заработанные кровные деньги.

Он не пришел бесплатно на площадь, когда отмечают день города и в регион приглашают артистов. Он пришел в кассу и заплатил за билет, чтобы посмотреть и послушать концерт. Вот что важно. Как говорил один наш известный продюсер, встретимся у касс.

Беседовала ИРИНА ЛАТОРЦЕВА

Больше интересного на официальном сайте журнала "РАБОТНИЦА"

Делитесь нашими материалами в социальных сетях!

Ждем Ваших комментариев! Подписывайтесь на наш канал!