С творчеством Дмитрия Михайловича я познакомилась примерно в 2014 году. Очень удивилась, что раньше не знала о существовании этого человека. Когда пошла гуглить, оказалось, что это «известный московский писатель», дебют которого состоялся аж в 1989 году, правда, как драматурга. Возможно, именно поэтому «известный писатель» оказался для меня неизвестен: я не театрал и тем более не москвичка.
Коротко о писателе
Родился в 1964 году в Москве. Отец будущего писателя известный сценарист мультфильмов Михаил Фёдорович Липскеров («Волк и телёнок», «Ограбление по...», «О, море, море», «Новый Аладдин», «Заяц, который любил давать советы» и др.).
После школы Дмитрий закончил Щукинское училище. В 1989 году поставлена его первая пьеса «Река на асфальте». В 1996 году опубликован первый роман «Сорок лет Чанчжоэ». С 1998 года Липскеров учредил литературную премию «Дебют».
Литература — не единственный источник дохода и вдохновения Дмитрия Михайловича. Помимо драматургии и театра Липскеров занимался ресторанным бизнесом. Кстати, был женат на Елене Дробышевой и Елене Кориковой. Однако двое детей у писателя от Марии «Мышки» Соловьёвой — участницы группы «Стрелки». Женаты они не были, да и связывают их, судя по всему, только дети.
Что делает он сейчас, точно не скажу, так как информация находится скудная и устаревшая. Вроде, живёт, где-то за границей один, периодически наезжая в Россию. Может, что-то пишет. Недавно вышла книга «Туристический сбор в рай». Прошлый роман «О нём и о бабочках» выходил в 2016 году.
Суть творчества
Романы Дмитрия Липскерова похожи друг на друга. Истории разные, но отдельные элементы, линии повествования выдают писателя с головой. В центре сюжета обычно два героя — мужчина и женщина. Автор рассказывает об их непростых взаимоотношениях, наматывая попутно ещё пару сюжетный линий. Под словом «непростые» имеются в виду взаимодействия, наполненные сюрреализмом, метафорами и гротеском. У Липскерова в романах нет здоровых отношений с выводом «и жили они долго и счастливо».
Недавно я нашла интервью писателя 2012 года. Думала, просмотрю и дальше пойду. Но прочитала залпом это огромное полотнище. Просто потому, что Липскеров умеет рассказывать. Даже обычные истории из разряда «рос, влюбился, развёлся» превращаются в сюжет книг. Учитывая его непростые отношения с матерью, неудавшуюся личную жизнь, профессиональную деятельность, разбитую на бизнес и творчество, получается не менее увлекательно, чем в книгах.
Что почитать
Прочитала я у Липскерова далеко не всё. Но из того, что прочитала, могу с уверенностью советовать «Последний сон разума» (2000). В принципе, с этого романа и начался для меня Липскеров. Больше всего поражает фантазия автора. При воспоминании о «Сне» представляется что-то массивное и разросшееся наподобие столетнего дуба. Там очень много всего, куча линий и персонажей, но читается на одном дыхании.
Вторая книга — «Демоны в раю». В романе Липскеров переплёл несколько судеб и протянул их через эпоху, описав жизнь главного героя с самого детства. Есть неплохая сатира.
«Пространство Готлиба» (1998) — роман в письмах. Запоминается он лучше всего, потому что идёт более-менее стройное повествование, в сравнении с мешаниной «Последнего сна разума» и «Демонов в раю». Двое инвалидов — мужчина и женщина — ведут переписку и рассказывают друг другу о необычных событиях, происходящих с ними. Местами довольно смешно.
Для меня эти романы — три слона. Дебют «Сорок лет Чанчжоэ» я не читала. Год назад прочитала «Леонид обязательно умрёт» (2006). Его могу посоветовать для разгона, если ничего из Липскерова в руки не брали. Доля сюрреализма там небольшая, есть чёткая линия сюжета.
«Родичи» — такое себе. Хотя, судя по отзывам, многим зашло. Но лично я не рекомендовала бы начинать с него, так можно испортить впечатление о писателе.
Вообще, книги Липскерова вызывают либо дикий фанатичный восторг, либо отвращение. Любителям буйной фантазии автора зайдёт. Те, кто ревностно фанатеют от Тургенева и Толстого, могут смело проходить мимо.
Практически во всех книгах присутствует секс, но без красочных подробностей. Встречается мат. Из веществ герои употребляют только алкоголь.