По сериалу Котеночкина можно изучать, как была устроена жизнь в СССР – с мельчайшими бытовыми подробностями. Причем, самые ее разные стороны. Вот колхоз, порт, стадион, парк культуры, вот система автодорог. Сколько серий, столько объектов.
Мир «Ну, погоди!» выглядит светлым и подходящим для жизни. Но основной конфликт, который ребенку кажется очевидным, во взрослом возрасте вызывает недоумение. Волк хочет съесть зайца. Это намерение выражено уже в первой серии, когда волк представляет зайца в виде рагу.
И это в мире, где улицы патрулируют медведи-милиционеры, музей охраняет смотритель-носорог, и даже прохожий-бегемот может остановить распоясавшегося волка.
Где звери живут почти как люди и точно не едят друг друга.
Получается, сюжет мультфильма – иносказание. И оно точно описывает систему, знакомую каждому советскому ребенку.
Волк – не взрослый, он трудный подросток. Заяц – школьник на несколько лет младше. Их взаимодействия во дворе, на пути в школу, на переменах – сложный ритуал, где один всегда избегает другого.
«Волк», если поймает «зайца», отберет деньги на завтрак, даст подзатыльник, но точно не съест. Но главное, школьники не впутывают в свои дела взрослых – ни медведей, ни носорогов. Не принято.
Мир изменился. Знакома ли эта схема современным детям, непонятно. Но «Ну, погоди!» они смотрят с удовольствием. Все-таки хорошее художественное произведение включает много смыслов. Не только тот, о котором мы говорили.
Комментарий папы. Помню, на каком-то празднике разыгрывали приз. Показали сцену из «Ну, погоди!», где зубами волка компостируют талон на проезд. Потом ведущий спросил, какой номер был на талоне. Самое удивительное, одна девочка ответила. А вы помните?