6 подписчиков

Урок 7. Предложный падеж


2 недели назад пришли только две ученицы, и я использовала этот урок, чтобы провести побольше времени на разбор домашней работы, провести работу над ошибками и закрепить знания по падежам.

На дом я задавала написать свою концовку истории "Зеленая лампа" Александра Грина ( из учебника "Русский без границ"). Девочки прочитали свои истории,  а затем мы вместе исправляли и обсуждали ВСЕ ошибки. Это уже заняло полчаса.

Потом прочитали, как заканчивается рассказ "Зеленая лампа" у самого А.С. Грина,  и ответили на вопросы по тексту (из учебника). Тоже очень полезное задание, которым я часто пренебрегаю. Вроде все всё поняли, лексика в тексте не сложная, история понятная. А начинаем отвечать на вопросы, искать синонимы, объяснять фразеологизмы, и я понимаю, что с текстами можно работать глубже и основательнее. На это тоже уходит около получаса.

И снова занимаемся падежами, подробно разбирая окончания существительных и прилагательных. При этом я ещё раз напоминаю, что  название предложногопадежа придумал именно Михаил Васильевич Ломоносов.


Так незаметно проходят наши запланированные 1,5 часа занятия.
Так незаметно проходят наши запланированные 1,5 часа занятия.

Вообще, за 3 года домашнего кружка я поняла, что найти тему для интересного проекта, подобрать к нему материалы и придумать творческие задания совсем не сложно. А вот чего мне хронически не хватает, так это хорошего тренировочного материала по грамматике. Я хотела бы иметь копилку из  20-30 упражнений на каждую орфограмму. Выбираем правило и тренируемся до тех пор, пока правило не отскакиваетот зубов. А приходится постоянно искать более или менее подходящие упражнения

- либо в учебниках по РКИ. Но, к примеру, в учебнике "Русский без границ" на один падеж в среднем 4! упражнения.

- либо по российским учебникам русского языка. А там сейчас по новой методике в одном упражнении пытаются работать сразу на нескольких уровнях (новое правило представить и 2 старых повторить). Задания обособленно на одно правило встречаются редко.

- либо в интернете. Там можно найти подходящие рабочие листы, но они чаще всего адресованы студентам, изучающим русский язык. Лексика очень своеобразная (факультет, столовая, деканат :))) и достаточно бедная.

Есть ещё старые советские учебники с подходящими упражнениями. Я, к примеру, ориентируюсь на учебник Полякова, особенно что касается последовательностиграмматических тем. Но там-то точно  проблемы с лексикой :) "Наш депутат в Белоруссии пашет " или "голос Родины на подвиги зовёт".

Наверное, надо бы брать за основу те самые 4-6 упражнений из разных учебников, а остальные придумывать самой, с подходящей, современной лексикой. Но как же много времени на это уходит :(