6 подписчиков

Урок 8., 9. и 10. Ломоносов, ямб и снова Ломоносов

Этот пост будет аж про 3 занятия вместе, которые зато все объединены одной сквозной темой.

Всю осень мы говорили о Михаиле Васильевиче Ломоносове как о великом русском учёном: физике и химике, астрономе, геологе и минералоге. А последние уроки мы посвятили М.В. Ломоносову-поэту, филологу, ритору и художнику. Как известно, Ломоносов серьёзно увлекался развитием русского языка: написал первые учебники по красноречию, разработал терию "трех штилей" для использования в разных литературных жанрах и во многом определил правила стихотворства на русском языке (совместно с поэтом Тредиаковским). Например, по немецкому образцу, Ломоносов создал четырехступный ямб. А этим размером, между прочим, написаны две трети всех стихотворений А.С.Пушкина. Так что, несмотря на тяжеловесность стихов самого Ломоносова, нельзя недооценивать его вклад в русскую поэзию (и, кстати, её связь с немецким романтизмом).

И вот как раз ямб и стал причиной проекта в проекте, который объединил три последних занятия. Мы решили поговорить с детьми о стихотворных размерах. Мы - это я и мой муж. Мой муж легко играет в рифмы, иногда сочиняет что-нибудь юмористическое, умеет читать стихи. Я была очень рада, когда он согласился взять эту тему на себя. У меня не получилось бы её представить с такой легкостью.

Отправной точкой была "Книга моих стихов - самоучитель юного поэта" Маши Лукашиной, которая давно стояла на книжной полке без дела. В начале этой книги описаны стихотворные размеры хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Причем для объяснения используется имя Иван (ямб) и его производные Ваня (хорей), Ванечка (дактиль), Ванюша (амфибрахий) и Иоанн (анапест). Просто гениальная идея!



На уроках дети распознавали размеры в своих именах и именах родных, читали и отгадывали размеры по отрывкам известных стихотворений и сочиняли свои (чаще всего юмористические) версии.
На уроках дети распознавали размеры в своих именах и именах родных, читали и отгадывали размеры по отрывкам известных стихотворений и сочиняли свои (чаще всего юмористические) версии.

Даже добавили факультет ломоносововедения. Есть и такая наука! После 9. урока мы как раз смотрели одну из документальных передач серии "Звезда Ломоносова", в которой немецкие ученые-ломоносововеды рассказывали о его жизни в Марбурге. Очень толковый сериал!

И тут неожиданно перескочили на Пушкина, потому что прочитали стихотворение "Ты и Вы" из учебника "Русский без границ", когда делали упражнения на местоимения.

На следующем уроке прочитали анализ этого стихотворения и узнали историю любви Александра Сергеевича к Анне Олениной (Андро).

И пошли ещё немножко дальше и разобрали ещё одно стихотворение нашего главного ловеласа. Узнали, что Пушкин написал этот романс, услышав как  Анна Оленина пела дома грузинскую песню. И вот он умудрился в одном стихотворении упоминуть двух женщин: "красавицу" Анну Оленину и "призрак милый", возможно Марию Раевскую (жену декабриста Волконского). Нда.

Но главное не это :) Наше путешествие с ямбом закончилось с того, точнее в кого началось. Ведь Мария Раевская ....правнучка Михаила Васильевича Ломоносова.

Ломоносов, ямб, Ломоносов.


(на слайде у меня ошибка, которую я заметила только на распечатке, правильно Мария Раевская)
(на слайде у меня ошибка, которую я заметила только на распечатке, правильно Мария Раевская)

На дом очень простое задание. Послушать этот романс с музыкой Глинки (и Грибоедова), которую они написали тут же в доме Анны Олениной, и позднюю версию Рахманинова и решить, какая версия больше нравится. А Вам какая больше нравится?