У меня есть подруга Наталья, филолог. Мы когда-то вместе написали юмористический детектив, распечатали его на принтере и распространяли среди друзей.
Наташа вышла замуж двадцать пять лет назад за начинающего юриста. Он быстро сделал блестящую карьеру, а она, мечтавшая о журналистике, поработала три года у него в офисе, а потом – дом и дети. Как только она заводила разговор, что хорошо бы ей продолжить образование в докторантуре, муж начинал нежно иронизировать и предлагал магазинчик для нее открыть. Наташа обмолвилась, что лучше бы он для нее журнальчик профинансировал. И даже бизнес-план принесла. Он ответил: «Справишься с магазинчиком – будет и журнальчик». Не справилась – ее поэтичная душа к торговле не лежала.
Больше разговор про журнал она не заводила. Писала рассказы в стол. Пару раз изменила мужу – но чуда не произошло. С нею просто переспали, нового пути никто не подарил. Сейчас ее старшей дочке двадцать один год, среднему сыну − двенадцать. После рождения младшего сына, который поставил жирную точку на всех ее планах что-то изменить, у нее второй год упадок сил и тоска. Легонькая такая депрессия.
Муж говорит: «Вот видишь, как хорошо, что ты не должна работать. Слабенькая ты. Повезло тебе со мной, верно?» Наташа кивает. Подругам не жалуется, не поймут − большинству ее жизнь кажется полным счастьем. А мне она однажды сказала: «У меня ужасные мысли бывают, я от них так мучаюсь. Мне иногда кажется, лучше бы я сына не рожала и от мужа ушла... Хоть и люблю я его».
Муж тоже ее любит. Только она ему нравится не сама по себе, а при нем, при доме и при кухне. Вот такую он испытывает любовь – не столько к жене, сколько к тем функциям, которые она в его жизни выполняет. Лев Толстой про похожее эгоистическое чувство в «Войне и мире» написал – Николай Ростов любил свою жену Марью, как «палец на руке». Про него не думаешь − его используешь, как заболит – страдаешь, но права на собственные цели в жизни за ним не признаешь – еще чего!
Я думаю, что любовь имеет смысл только тогда, когда помогаешь любимому человеку делать то, к чему стремится его душа, даже если тебе это не нравится. Или хотя бы просто не мешаешь. Когда ты не выкраиваешь из его судьбы коврик себе под ноги.
И неважно, насколько он незауряден, этот человек, каждый из нас – уникальное сокровище в этом подлунном мире.
Галина Панц-Зайцева
«Не своя» судьба? Обнули её -- и все изменится: ЗДЕСЬ
(с) журнал "Лилит" (Рига)