Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Дневной свет

Оглавление

(Daylight, 1996, США)

Народная примета: когда герои фильмов-катастроф делают такие лица, значит, на них вот-вот обрушится новая порция спецэффектов.
Народная примета: когда герои фильмов-катастроф делают такие лица, значит, на них вот-вот обрушится новая порция спецэффектов.

До того, как снять свои наиболее известные (да и, пожалуй, лучшие) картины "Форсаж" и "Три икса", Роб Коэн попытал счастья во многих жанрах. В том числе в фэнтези ("Сердце дракона") и в "катастрофической" драме "Дневной свет" со Сталлоне в роли палки-выручалки всех тамошних жаждущих, страждущих, отчаявшихся и заблудших. И пусть ныне это кино подзабыто, во второй половине 90-х, когда зарождалась очередная волна популярности фильмов-катастроф, "Дневной свет" не терялся в их ряду. И не только из-за участия в нём Слая (он-то в те годы как раз начал терять былую популярность), а прежде всего из-за довольно оригинального сценария. В чьей основе, в отличие от других подобных историй, лежало не маловероятное стихийное бедствие и ещё менее вероятная Годзилла с пришельцами, а самая обычная авария. Такая, что может произойти в любой день и час где угодно, и в которой не будет абсолютно ничего фантастического. Даже если это, как здесь, случится в тоннеле Холланда - старейшем подводном авто-тоннеле мира, проложенном под Гудзоном и соединяющим Манхэттен с Нью-Джерси.

Кто узнал Вигго Мортенсена его "до-арагорнового" периода, тот молодец! Хотя роль у него здесь отстойная, если честно. Да и экранного времени тоже кот наплакал.
Кто узнал Вигго Мортенсена его "до-арагорнового" периода, тот молодец! Хотя роль у него здесь отстойная, если честно. Да и экранного времени тоже кот наплакал.

Так как рушить тоннель Холланда "от старости" значило бы оскорбить всех тружеников, кто в реальном мире следит за его безопасностью, пришлось из уважения к ним изобретать целую сюжетную многоходовочку. И засунуть в тоннель с одной стороны конвой с токсичными отходами, а с другой - удирающих от копов грабителей. И хоть первый ехал осторожно, это не помешало вторым врезаться в него где-то на полпути от одного берега к другому. После чего и конвой, и грабители не придумали ничего умнее, как взорваться с адской силой и обвалить тоннельный свод, убив при этом уйму ни в чём не повинного народа.
Ну а та дюжина человек, что чудом уцелела, оказалась намертво заперта в подводной ловушке. А поскольку длина переправы немаленькая - 2,7 километра, - достать из багажников лопаты и выкопаться своими руками никто даже не попытался. Тем более, что такой сценарный поворот был бы чересчур банален и не потребовал бы вмешательства Сталлоне. Который уже прикарманил 17,5-миллионный гонорар и начал разогревать свои бицепсы перед выходом на сцену.

Не обращайте внимания, проходите мимо - здесь нет ничего любопытного. Просто ещё один будничный день в Нью-Йорке, только и всего.
Не обращайте внимания, проходите мимо - здесь нет ничего любопытного. Просто ещё один будничный день в Нью-Йорке, только и всего.

Местного героя Слая зовут Кит Латура и он обычный нью-йоркский таксист. Ну или как - обычный... Обычно таксисты не бросают свои машины посреди улицы и не суют носы во взорванный тоннель, над которым вдобавок плещется 30-метровый слой Гудзона. Поэтому, во имя сюжетной логики, стаж таксисту Латуре нарисовали небольшой, поскольку он устроился на эту работу, когда его выгнали из спасательной службы. А в бытность свою спасателем Кит облазил на учениях тоннель Холланда вдоль и поперек. Благодаря чему ориентировался в его служебных коммуникациях не хуже его штатной службы безопасности. Которую, дабы она не мешала Киту геройствовать, сценарист очень кстати "умертвил" при взрыве почти в полном составе.
Конечно, не все, кому Латура прожужжал уши, требуя допустить его к спасательной операции, были рады его видеть и слышать. Но, как бы то ни было, свою безумную мечту он осуществил - прополз, рискуя жизнью, по вентиляционной шахте в заблокированный участок тоннеля. И предстал перед выжившими с офигенно радостным известием о том, что обратно этим маршрутом они на поверхность не выберутся.

- Ладно, слушай сюда. Не реви, успокойся. Ты смотрела "Скалолаза"? Помнишь того, кто там всех спасал? Ну так вот, это был я!  - Не всех! А как же та девочка, которую ты уронил в пропасть в начале? - Блин... Хорошо, забыли. Начнём сначала. Итак, ты смотрела "Кобру"?..
- Ладно, слушай сюда. Не реви, успокойся. Ты смотрела "Скалолаза"? Помнишь того, кто там всех спасал? Ну так вот, это был я! - Не всех! А как же та девочка, которую ты уронил в пропасть в начале? - Блин... Хорошо, забыли. Начнём сначала. Итак, ты смотрела "Кобру"?..

Однако, по всем законам жанра, не особо дружные поначалу герои не могут склеить ласты, не произведя всех дежурных телодвижений и не озвучив нужное количество диалогов. И вот, под чутким руководством героя-спасителя, он и его "паства" начинают мало-помалу, методом тыка, ползти сквозь ад к гипотетическому выходу. Которого запросто может и не быть - и такое не исключено. А горящий, тонущий и разваливающийся тоннель в свою очередь всячески мешает героям, убивая их одного за другим. Опять-таки по всем законам жанра.
Короче говоря, как ни старались авторы фильма, но путеводителя по тоннелю Холланда из него всё равно не вышло. А рекламы и подавно, пусть даже в портфолио Сталлоне это далеко не самая худшая его картина.

***

В общем, временами занудное, но в целом крепкое кино про самый отвратительный день в чьей-то жизни, для кого-то и вовсе ставший последним. Пересматривать "Дневной свет", если честно, у меня нет ни малейшего желания. Хотя после первого просмотра он оставил приятные ощущения, поэтому ничего плохого в его адрес говорить не собираюсь. Так же как настоятельно рекомендовать его кому бы то ни было, а особенно ненавистникам мрачных затопленных подвалов и подземелий.

Трейлер фильма: