Найти тему

#пубЛИЧНО с Яном Максиным

«В тяжелые моменты родители говорили – давай заберем документы из музыкальной школы»

Накануне в Великом Новгороде выступил американский виолончелист, композитор и певец российского происхождения Ян Максин. За день до концерта нам удалось пообщаться с музыкантом на репетиции. О том, почему мог сорваться его концерт в Омске, о сложной миссии отца и о том, как всемирно известный виолончелист мог связать свою жизнь с авиацией – в новом выпуске проекта #пубЛИЧНО. 

– Первый раз в Новгороде? Что успели посмотреть?

Да, фактически с корабля на бал. Сегодня рано утром приехал, поспал немножко, сходил на прекрасную экскурсию по городу. Новгород из книг, учебников по истории, кинофильмов всегда был чем-то недосягаемо-волшебным. А сегодня это стало реальностью. Фантастическое впечатление. 

– Часто гуляете по улицам в городах, куда приезжаете на гастроли?

За очень редким исключением – всегда. Я выкраиваю хотя бы несколько часов, чтобы погрузиться в жизнь города, в его историю, кухню. И, конечно же, работа с местными музыкантами всегда является неотъемлемым элементом в моих поездках. Единственным исключением был город Кемерово. Мне не удалось особо посмотреть город, потому что был -41 градус, когда я туда приехал. Но через две недели я туда поеду снова. Там уже клянутся, что наступила весна. 

-2

– Каким было ваше детство? Откуда такая любовь к инструменту?

– В интернете есть фотография, я её в фейсбук выкладывал, там у меня ещё нет зубов во рту, а я уже сижу за фортепиано, на клавиши нажимаю с морем удовольствия на лице. Музыка всегда была частью моей жизни, моей семьи, нашего дома. С пеленок буквально. Мои родители играли на разных инструментах и пели. Постоянно какая-то музыка играла в доме. Поэтому у меня вкусы сформировались очень разнообразные: от джаза до классики и народной популярной музыки самых разных уголков, разных языков. В пять лет меня отправили в музыкальную школу. Там уже меня спросили, на каком инструменте я хотел бы играть. К тому времени я уже слышал виолончель на пластинке или радио, не помню. И вот звучание виолончели меня задело до глубины души. Я почувствовал, что оно исходит не из деревянной коробочки, а из глубины человеческой души. 

-3

– Всегда было желание заниматься музыкой? Или родителям в какой-то момент пришлось заставить?

– Наоборот, и желания особого не было, и родители не заставляли. В тяжелые моменты родители говорили – давай заберем документы из музыкальной школы. А я, несмотря на все сложности, которые там были с педагогом, продолжал.

-4

Я всегда боялся, когда думал, что брошу заниматься на виолончели. У меня сразу в душе наступала такая пустота… я боялся этой пустоты. В какой-то момент, вдруг, как в «Гадком утенке», я стал чувствовать, что крылья стали расправляться, причем в несколько этапов. Первый этап произошел, когда мне было лет 13-14. Я действительно почувствовал, что из какого-то посредственного ученика я превращаюсь в музыканта. А потом, когда мне было уже за 20, тогда у меня были другие карьерные амбиции, я хотел заниматься авиацией, я понял, что хочу преследовать музыку в качестве призвания. Я почувствовал, что обладаю даром, которым просто обязан делиться с людьми. И при всём этом у нас стала появляться какая-то взаимная любовь.

-5

Переезд в США в 16 лет. Как дался переезд 16-летнему подростку?

– Это какой-то элемент везения, хотя я в везение не верю. Я верю, что люди сами генерируют мысленно всё в своей голове. И у меня тоже так вышло. Я просто хотел на мир посмотреть, самостоятельной жизни. Этого мне очень хотелось в то время. В тот момент Америка стала для меня такой романтической стороной именно из-за музыки, из-за американского рок-н-рола.

-6

Я в то время слушал такие группы, как Tom Petty, Bob Dylan. Эти музыканты олицетворяли для меня именно романтику Америки. И мне просто хотелось изнутри почувствовать эту музыкальную культуру. Так получилось, что я попал сначала туда на год, потом остался учиться уже в высшем музыкальном учреждении.

Возраст для такого переезда не сложный?

– Возраст, да, сложный, но меня как-то судьба хранила от каких-то неправильных решений. Может быть, потому что, во-первых, в Америке у меня не было поля для хулиганства или антисоциального поведения. Я знал, что меня очень быстро выкинут оттуда, если я нарушу закон. Опять же, параллельно я занимался авиацией. И поэтому всегда вел здоровый образ жизни. Скажем так, я мог бы оказаться под дурным влиянием, но судьба хранила.

Каким образом занимались авиацией?

– Я с детства мечтал стать пилотом, занимался парашютным спортом и летал на самолете. В какой-то момент всерьез захотел стать пилотом и зарабатывать себе на жизнь. Было даже, что немножко зарабатывал. Но потом, как я уже говорил, я понял, что виолончель – мое призвание . Что именно виолончелью я могу выразить себя и принести более ощутимую пользу людям. Именно через талант или дар, который у меня есть. А от авиации, от полетов я просто получал огромное удовольствие. Я не могу сказать, что у меня есть призвание возить людей по воздуху. Оно может существовать в качестве хобби, а вот музыка – это больше, чем хобби, как оказалось.

-7

Значит, если не музыка, мы бы знали вас в качестве пилота?

– Вы, скорее всего, не знали бы меня.

Кем вы сами себя позиционируете? Чувствуете себя американским или российским музыкантом?

– А вот я вообще себя никак не позиционирую. Разные формулировки пробовали писать. Человек живет в Америке, он прожил там больше половины жизни, вроде как российского происхождения. В последнем моем релизе написано российский музыкант, живущий в Америке. В предыдущем, наоборот, американский музыкант российского происхождения. Но мне кажется, это что в лоб, что по лбу. Я себя ощущаю, если хотите, человеком мира, там, где нахожусь, тем и ощущаю.

-8

Во Франции я ощущаю себя парижанином, в Грузии грузином… и все это повязано на музыке. Именно на желании почувствовать культуру изнутри. Не просто потребляя ее, как источник вдохновения, а именно почувствовать через язык то, как люди той или иной страны чувствуют себя, будучи частью этой культуры. Но язык мне труднее почувствовать, если я не говорю на нем. Музыка – это следующее после языка, что может нам помочь познать новую культуру, может даже больше. Она помогает создать связь между культурами на невербальном уровне.

Насколько слушатели иностранные отличаются от российских? Замечаете разницу?

– В том-то и дело, что разницы очень мало. Вот когда удается, а мне в последнее время это удается, настроить зрителя, аудиторию на определенный лад буквально за первые 10 секунд концерта, то в принципе они получают один и тот же универсальный заряд энергии. Частично это связано именно с той музыкой, которую я играю. Я выбираю такую музыку, которая, как мне кажется, имеет генетический код, объединяющий всех людей на Земле. Частично это связано и с энергией, которую артист вносит в эту музыку. И в-третьих – это виолончель. Как инструмент звучания виолончель является универсальным, создающим внутренний комфорт, утешение, звуковой уют культуры любой страны. Никто не может сказать, что у виолончели некрасивое звучание.

-9

И всё-таки, кто ваш слушатель?

– Они самые-самые разные. Вы можете увидеть больше количество молодых женщин на моем концерте, но при этом моя аудитория гораздо шире. Это могут быть стюардессы на рейсе, где я ехал с виолончелью, меня попросили сыграть прямо в самолете. Это может быть буфетчица из вагона-ресторана, могут быть работники вооруженных сил, которые с усмешкой смотрят на меня и виолончель, а через 10 минут они уже мои лучшие друзья, фотографируются и отправляют селфи со мной своим друзьям и сослуживцам. Виолончель очень быстро выигрывает слушателя. Буквально за пять минут я могу вовлечь людей в религию виолончели.

-10

Какое выступление стало самым запоминающимся или значимым?

– Каждый новые концерт становится всё лучше и лучше. До Великого Новгорода выступал в Петербурге. Считаю, что это был полный космос. Я под такой же эгидой хочу провести и все оставшиеся гастроли.

А были провальные концерты?

– Провальных не было. Были концерты на грани возможного провала из-за форс-мажорных обстоятельств. Была как-то авария на Транссибе, и мой поезд из Екатеринбурга в Омск опоздал почти на 12 часов. Я должен был приехать утром, отдохнуть, отрепетировать с местным составом музыкантов, пообедать, поужинать и играть концерт. А в результате мой поезд пришел через два часа после начала концерта! И люди не разошлись, все ждали меня. А вот музыканты… им, оказывается, нужно было идти на другую какую-то халтуру после моего концерта. И они ушли! Они поиграли там что-то сами и уехали. Я пришел в этот омский ТЮЗ на 800-1000 человек, зал был полный. Выхожу на сцену с тридцатиградусного градусного мороза с обмерзшими пальцами, пытаюсь подключить свою аппаратуру, а там начинает что-то хрипеть и никакого звука уже издать не удается. Оказывается, что я должен все играть в акустику, без минуса, без подкладки, без сопровождения музыкантов. Только я, виолончель и тысяча людей, которые ждали меня два с половиной часа. Я сделал все, что было в моих силах, чтобы концерт состоялся, и чтобы я мог этим людям подарить ту энергию, за которой они пришли. Это, пожалуй, был самый сложный концерт или один из самых сложных концертов в моей жизни.

-11

В одном интервью вы сказали, что отцовство для вас самая большая радость, даже больше чем музыка. Как получается совмещать творческую деятельность и такую непростую миссию «быть папой»? Какой вы отец?

– В первую очередь, я любящий отец. Я считаю, что совершенно безусловная любовь – залог счастливых отношений со своими детьми. Как я уже неоднократно говорил, самые большие ошибки, которые делают родители, – это ставиь условия своей любви. Например, мама и папа будут тебя любить, если ты будешь хорошим мальчиком. Это самая большая ошибка! И вторая ошибка, это если ребенок почувствует, что его родители разочарованы в нем или им стыдно за него. Мы можем только любить. Только через это могут существовать воспитание и дисциплина.

А что касается моих личных отношений с сыном, то вот так реально я начал гастролировать только последние пару лет, когда он стал взрослым и независимым. Он часто со мной ездит, особенно на каникулах. В летние каникулы у нас уже традиция уезжать куда-то на два-три месяца. И Россия является неотъемлемой частью этой поездки. Несмотря на то, что мама у него американка, и он родился и вырос в Америке, у него какая-то невероятная тяга к России, к русской культуре, истории. Он мечтает приехать в Москву и поступить учиться. Для него это очень важно, и я стараюсь, чтобы он как можно больше времени здесь проводил. Это не потому, что я ему навязал. Детям ничего навязывать не нужно. Часто родители навязывают то, чего им когда-то хотелось. Но разве если они добьются чего-то из-за своего желания, дети от этого будут счастливее? Думаю, что нет.

Есть творческие планы? С кем хотелось бы выступить на одной сцене?

– Ой, много с кем. Из отечественных музыкантов – с Борисом Гребенщиковым, всегда очень хотел выступить с Океаном Эльзы. Сейчас есть такая молодая певица – Мария Чайковская, мне очень импонирует её музыка, и я бы очень хотел с ней сделать что-то совместное. Даже с Бастой очень хотелось бы что-нибудь сделать… и список продолжается.

-12

Работаете в этом направлении?

– Всё само как-то срастается, что бы я ни загадал. Я просто выбрасываю в космос какие-то мечты, пожелания и они рано или поздно сбываются в нужный момент.

То есть вы из тех людей, кто посылает только положительную энергию в космос?

– Да, именно так. И она всегда возвращается. В тот момент, когда меньше всего этого ждешь. Какие-то глобальные цели занимают мой мозг целиком до одержимости. И все эти мысли притягивают всё, как магнит. Я делаю все, что в моих силах. Но есть какие-то вещи, где я не могу прыгнуть выше головы, не могу сам. Есть какие-то дополнительные звенья, которые должны рано или поздно срастись.

Какую музыку чаще всего слушаете?

– Недавно мне кто-то прислал видео тунисского музыканта живущего в Париже по имени Dhafer Youssef. Последнее время часто его слушаю. Музыка этого человека поменяла мое восприятие и послужила огромным источником вдохновения к написанию большого количества свежей музыки к новому альбому. Надеюсь, удастся выпустить его этой осенью. Очень люблю слушать Аквариум, Стинга, Океан Эльзы, Юту, западный классический рок, джаз, этно-джаз. Но в машине у меня ничего не играет вообще, там у меня полная пустота. Эта пустота разгружает мой музыкальный мозг, позволяет ему отдохнуть.

Многие, наоборот, боятся остаться наедине со своими мыслями.

– Да? Я обожаю находиться наедине со своими мыслями. Это не так часто бывает. Я, как публичный человек, очень много времени провожу с людьми. Для меня даже находиться в аэропорту, это мое личное внутреннее время. Несмотря на то, что там большое количество людей, для меня это время внутренней перезагрузки. Ну и, конечно же, то время, которое я провожу в путешествиях, в походах, в горах. Это то время, которое я могу провести с самим собой. И не только отключиться от музыки, но и от мыслей, чтобы разгрузить голову и просто находиться в сознании какой-то медитации, пассивного поглощения мира, Вселенной.

Беседовала Екатерина Губарева

Фото – Екатерина Губарева

Ещё больше информации – в нашей группе вконтакте

Подписывайтесь на наш ютуб канал:https://www.youtube.com/channel/UCwo3NBPziPQLu1v2hpJ9cBQ?view_as=subscriber