Грузинское кино - удивительное всё-таки явление. Маленькая страна, но столько событий и опыта она в себе вмещает... Грузинские режиссеры, каждый по-своему, передают истории о мудрости и глупости, трагические и комические из жизни простых грузинских людей - носителей неповторимой культуры. Неудивительно, что среди грузинских режиссеров много женщин, ведь кинематограф Грузии отражает прежде всего общечеловеческие ценности, а не "мужские" или "женские".
Если брать женщин-режиссеров: мне нравится старая Грузия в фильмах Кети Долидзе, мне интересен в своих неразрешимых противоречиях грузинский народ в изображении Ланы Гогоберидзе. Но почему-то мне не очень приятен киномир Наны Мчедлидзе, который населяют истеричные и инфантильные персонажи-грузины. Мы воспринимаем жителей Грузии как душевных, гостеприимных, открытых людей, в том числе, благодаря фильмам выдающихся грузинских режиссеров. Однако у Наны Бидзиновны сложился иной взгляд на свой народ, все вышеперечисленные положительные качества у нее доведены до абсурда или вывернуты на изнанку. Прежде всего это касается фильмов "Имеретинские эскизы", "Бабушка и внучата", "Пляжный разбойник". Конечно, поклонники грузинского кино получат удовольствие. Но меня постигло разочарование...
Главное "светлое пятно" в фильмографии Наны Мчедлидзе - "Первая ласточка".
Беспрецедентный случай - женщина-режиссер сняла кино о футболе! В начале прошлого века в маленьком городке Поти появилась первая в истории Грузии футбольная команда под названием "Ласточка". Был в "Ласточке" свой Месси - центральный суперфорвард Ясон. Ради любимой игры он пожертвовал семейным и финансовым благополучием.
Футбол тогда был "дикий": правила особо не соблюдались, футболисты бегали толпой за мячиком. Никаких тактических изысков, финтов, комбинаций. Между тем атмосфера футбольного праздника в фильме передана хорошо!
Команда провела несколько международных игр - с турками, с англичанами. Первых ФК "Ласточка" (Поти) с трудом обыграла, вторым крупно продула. Последнее поражение вызвало у футболистов экзистенциальные переживания: они пошли на берег моря и начали петь. Сильная сцена, пожалуй, самая лучшая у Н.Мчедлидзе.
"Первая ласточка" (1975) - хоть и не шедевр, но где-то берет за душу. И дело не в том, что я люблю футбол ) Все-таки здесь не совсем футбол - больше хаотичная беготня. Кстати, футбольные мотивы возникают еще в одном фильме Наны Мчедлидзе - сборнике юмористических новелл "Настоящий тбилисец и другие" (1976). Там "Динамо" (Тбилиси) играет с армянским "Араратом".