Как собрать на одном балу Григория Печорина, княжну Мери и мелкого петербургского чиновника Ивана Александровича Хлестакова? Ответ на этот вопрос нашли в небольшом городке Петровске.
Текст: Евгений Резепов, фото: Андрей Семашко
На Литературном балу, который здесь, в Саратовской области, проводится зимой, имена литературных персонажей соседствуют с фамилиями старожилов Петровска – Устиновыми, Смирновыми, Юматовыми. Здесь помнят, что Устиновы и Смирновы были купцами, а представители дворянской семьи Юматовых отличились в Отечественной войне 1812 года.
Идея проводить Литературный бал в Петровске родилась в 2015-м, объявленном в России Годом литературы. И неслучайно, между прочим. Местные жители считают, что именно через Петровск проезжал автор «Героя нашего времени», когда добирался из Пензы в Саратов. Ну а действие бессмертной пьесы «Ревизор» могло разворачиваться только в Петровске. И не беда, что на ту же роль претендует соседний Сердобск.
ХЛОПОТЫ
В 2015 году учителя русского языка и литературы Петровска решили провести первый Литературный бал для учеников, особо отличившихся на ниве словесности. Название придумали быстро: «Литературный бал у Сквозник-Дмухановского». Кто ж, как не городничий из «Ревизора», мог претендовать на роль устроителя подобного действа?
Организацией бала занимаются ученики школы №8 во главе с Дианой Смирновой. Первым делом она знакомит нас с «дамами» из «бального комитета». Ксения Крупнова и Кристина Бушунц окончили школу в прошлом году, сейчас обе учатся в саратовских вузах, но по-прежнему участвуют в организационных хлопотах. Мы усаживаемся за длинный стол, на котором стоят баночки с гуашью, лежат карандаши, кисти и маленькие фанерные заготовки, которые должны превратиться в магнитики-«ревизорки». В левой части будущих сувениров красуется герб Петровского района, в правом углу – раскрытая книга с пером. Над ней нужно красиво написать либо «Н.В. Гоголь», либо «1835» – год создания «Ревизора».
Пока я под руководством Дианы Смирновой раскрашиваю «ревизорку» («Рукав мундира нужно сделать зеленым, герб города закрашивайте синим!» – командует школьница), девушки, так же усердно работающие над магнитиками, посвящают меня в тайны Литературного бала.
Оказывается, все в том же, 2015 году родилась идея создать творческую мастерскую «Петровск – город «Ревизора». Тогда же придумали Литературный бал и «ревизорки». Попутно выясняется, что перед первым балом в маленьком Петровске были раскуплены все имеющиеся в наличии веера, так что многим гостьям бала пришлось мастерить их самостоятельно. А еще были попытки «несанкционированного» проникновения на бал: учителям школы звонили с просьбами включить в число гостей тех, кто и не должен был оказаться на балу. Но праздник проводится только для учеников, отличившихся на ниве словесности, гордо подчеркнули девушки.
Вообще-то изначально собирались провести только один бал – в Год литературы. Но в том же, 2015-м учительница русского языка Татьяна Сторожева побывала в Болдине, увидела там традиционный Пушкинский бал. А тут еще одна из ее учениц, Маргарита Фурман, в конце 2015 года танцевала на Балу литературных героев в Доме Пашкова в Москве… Вот тогда Татьяна Юрьевна Сторожева и задумалась: а почему бы в петровской школе не проводить бал каждый год?
Итак, первый Литературный бал Петровска прошел в школе №8. Прежде всего задумались о танцах. Бал как-никак! Выяснилось, что большинству знаком только один «старинный» танец – вальс. На счастье, Диана Смирнова окончила отделение хореографии местной школы искусств, так что вместе с Маргаритой Фурман они приступили к обучению школьников. За месяц научились танцевать полонез, польку и мазурку. Наряды для бала предоставила местная школа искусств, но некоторые не слишком сознательные ученики заявились на бал в джинсах.
Второй Литературный бал было решено провести в Художественной галерее Петровска. Все прошло удачно, расстроило участников лишь то обстоятельство, что зал оказался маленьким. Не распляшешься… На третий год бальные фигуры вели в залах Центральной районной библиотеки. И все бы хорошо, но участникам не понравились здесь низкие потолки. Так что четвертый Литературный бал решили снова провести в школе №8, благо актовый зал недавно отремонтировали.
Диана Смирнова рассказывает, что на всех балах обязательно разыгрываются сценки с Хлестаковым. Но каждый год устроители придумывают какие-нибудь сюрпризы: то скрипичный оркестр приглашают, то фанты разыгрывают. В этот раз разыграют лотерею и споют романсы под фортепиано. А еще ученица Ольга Морозова будет гадать всем желающим на картах, рубашка которых украшена профилем Гоголя. Завершит бал фарандола – провансальский хороводный танец: танцоры, держась за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры.
Девушки волнуются: в этом году городничего впервые будет изображать учитель физкультуры Владимир Владимирович Смирнов. Да к тому же на балу появится новый Хлестаков! На всех предыдущих балах главного героя «Ревизора» изображал Илья Рубцов, прекрасно вживавшийся в роль. Он великолепно выступал на конкурсах чтецов, так что все думали, что Илье – прямая дорога в театральный. И очень удивились, когда узнали, что Рубцов поступил в Витебский университет, будет физиком. В этом же году на роль Хлестакова Татьяна Юрьевна и Диана Смирнова выбрали ученика восьмого класса Ивана Коршунова. За него переживают, кажется, все: ведь на последней репетиции он от волнения перепутал слова.
Но больше всего беспокоит девушек не выступление Ивана, а то, что для Дианы нынешний Литературный был – последний. В этом году она оканчивает школу. «Не представляем, что будет с балами после нее», – шепчут мне девушки.
ТОТ ГОРОД ИЛИ НЕ ТОТ?
Между тем вопрос о том, где именно могло происходить действие комедии «Ревизор», может стать предметом раздоров между городами Саратовской области.
В книге «Литературная энциклопедия: от Петровского уезда до Петровского района», выпущенной под редакцией Татьяны Сторожевой, собраны расследования, выполненные ее ученицами – Дианой Смирновой, Маргаритой Фурман, Елизаветой Сарксян, Ксенией Крупновой. Вопрос рассматривается детально.
Как вы помните, направляясь в Саратовскую губернию к отцу, Хлестаков в Пензе проигрался в карты и на полпути решил поживиться в уездном городе, рассчитывая на наивность местных чиновников. Действие комедии происходит в первой трети XIX века, а в то время между Пензой и Саратовом существовал один ямской тракт, причем на его пензенском отрезке не было ни одного уездного города. На саратовском же находился лишь Петровск. Справа от тракта располагались еще Сердобск и Аткарск. Но, как считают жители Петровска, Хлестакову не имело смысла делать такой крюк: лишние версты – лишние деньги. К тому же, по словам Добчинского, подорожная Хлестакова «прописана в Саратов». А менять маршрут следования тогда без особой нужды не позволялось. Кстати, саратовские зрители после первого просмотра «Ревизора», в 1840 году, сразу же назвали местом действия пьесы Петровск. А Николай Чернышевский, уроженец Саратова, в «Автобиографии» писал: «Кстати, о Петровске. Один из моих бывших приятелей <…>, очень мило доказывал, что действие «Ревизора» происходит именно в Петровске: и точно, это очень вероятно, по соображениям маршрута Хлестакова, и пусть Петровск пользуется хоть этой известностью, при совершенной невозможности иметь никакой другой».
…Вместе с Татьяной Юрьевной мы пробираемся по улочкам Петровска, на которых красуются ухоженные старинные особняки. В бывшем доме генерала Устинова сейчас располагается администрация района. Художественная галерея устроилась в старинном купеческом особняке. А вот просторное здание бывшей гимназии, построенное в конце XIX века. Вскоре сюда переберется краеведческий музей.
Так похож ли Петровск на город, в который мог заскочить Хлестаков?
– Гоголь поскупился на описание городка, но кое-какие детали есть… – говорит учительница. – В первом действии пьесы городничий приказывает поставить высокорослого квартального Пуговицына «для благоустройства на мосту». Далеко не каждый уездный городок в то время мог похвастаться наличием моста. А Петровск река Медведица разделяла на две половины, которые соединялись деревянным мостом. Сейчас вместо него – железный, который признан памятником промышленной архитектуры начала ХХ века. Петровчане выиграли его в карты у экспедиции, которая везла мост с Парижской выставки в Пензу, чтобы установить на реке Суре. Во втором действии городничий предлагает Хлестакову осмотреть уездное училище и городскую тюрьму. В Петровске тюремный замок построили в 1810 году. А уездное училище как приходское открылось в 1822-м…
НЕРВНАЯ ОБСТАНОВКА
И вот этот день настал. Бал еще не начался, а школа №8 уже гудит как улей.
В гардеробе учительница словесности Елена Хребтищева раздает лотерейные билеты. Очередь – длиннющая! «Не удивляйтесь, что в нашей школе собрались пять учителей-словесников, так уж получилось, – объясняет еще одна учительница русского языка и литературы, Ольга Захарова, с которой мы вместе стоим в очереди. – Потому только у нас и возможен Литературный бал».
Классные комнаты на первом этаже превращены в гримерные, где завивают локоны и сооружают высокие прически.
Бутоньерку можно получить в коридоре на втором этаже. Их раздает всем гостям бала ученица Елизавета Сарксян. Почти месяц она старательно клеила их из бумаги. Под цвет бутоньерки рекомендуется выбрать специальную карточку с надписью «Литературный бал 2019. Год театра в России». На ее обратной стороне можно прочитать доброе пожелание. Прямо передо мной такую карточку выбрала гостья бала Ирина Синенко. На Литературный бал в Петровск она приехала из села Озерки. На Ирине пышное красное платье, на плечи наброшен красивый платок. Она уже второй раз становится гостьей Литературного бала, в этом году – за достижения в муниципальном конкурсе по истории.
Бал для Ирины – настоящее событие! Она приехала с кавалером, с которым будет танцевать. Но, жалуется Ирина, кавалер почему-то так застеснялся, что прячется внизу в гардеробе, не решаясь влиться в местное общество. Впрочем, девушка шепотом признается, что ей и самой немного неловко и страшновато: бал есть бал, она волнуется и чувствует себя не слишком уверенно.
Подобные сомнения не мучают уже знакомую нам Маргариту Фурман, которая выступает на балу в роли Марии Антоновны. Кокетливо обмахиваясь веером, дочь городничего светски улыбается и спрашивает меня, бывал ли я на балах раньше. Я не успеваю ответить: Мария Антоновна отвлекается и останавливает пробегающего мимо молодого человека с буйными вихрами. Оказывается, это и есть новый Хлестаков – Иван Коршунов. Его все никак не могли уговорить согласиться на эту роль. Вопрос решился после того, как Татьяна Сторожева поговорила с родителями Ивана. Они и повлияли на решение сына согласиться сыграть роль, в которой в разное время блистали Михаил Щепкин, Игорь Ильинский, Александр Калягин, Андрей Миронов. Увы, выясняется, что эти великие имена Ивану ничего не говорят.
«Эта роль – такая проблема!» – признается он мне, бессильно падая на ближайший стул и запуская пальцы в густую шевелюру. Ивана смущает, что играть сценки ему придется вместе с двумя школьными красавицами – Дианой Смирновой и Маргаритой Фурман. Они старше его на целых три класса! А ему предстоит объясняться каждой в любви, вставать на колени, целовать руки – да еще при полном зале зрителей, которые помнят, как прекрасно справлялся с ролью Хлестакова Илья Рубцов. Иван нервно смеется. Потом вдруг становится серьезным и с тоской сообщает, что ведь и сценарий-то поменяли! Илья представлял выигрышную сцену со знаменитой фразой Хлестакова «тридцать пять тысяч одних курьеров!». А Ивану придется сначала «соблазнять» Марию Антоновну, а потом переключаться на Анну Андреевну.
Я мучительно пытаюсь придумать, как поддержать то краснеющего, то бледнеющего парня, а Иван тем временем рассказывает, как ему, боксеру, во время подготовки к балу пришлось стараться не получить травм на тренировках. Ему так и сказали: попробуй только с синяком прийти! «Ну, появиться на публике в роли Хлестакова это все равно что на ринг выйти!» – стараюсь я подбодрить восьмиклассника. Иван грустно кивает, поправляет свою бутоньерку и, криво улыбнувшись, исчезает в толпе.
В таком же отчаянном положении я застаю городничего Сквозник-Дмухановского, встречающего гостей на широкой лестнице. В перерывах между «приливными волнами» приглашенных на бал учитель физкультуры Владимир Владимирович, наряженный в тесноватый мундир, шумно отдувается и крутит головой. Встречать гостей и раскланиваться с каждым – не такая уж легкая задача! Вообще-то, сообщает он, обычно ему поручают роль Деда Мороза на школьных новогодних праздниках. Городничего на предыдущих балах изображали старшеклассники, а тут… И как только он согласился? Но одно условие он все-таки поставил: танцевать он не будет! Ни за что! И вообще, комедию Гоголя он со школы не читал. Имел ли в виду Николай Васильевич Петровск или какой другой город – его мало волнует. Про городничих он знает только то, что отец мужа Анны Керн двести лет назад был в Петровске городничим. Об этом Владимир Владимирович услышал случайно на репетиции бала от Дианы Смирновой. Зато вот про Смирнову он может сказать, что девушка показывает хорошие результаты в легкой атлетике, отлично бегает на короткие дистанции. И если, как сплетничают, она пойдет в высшее военное учебное заведение, то армия страны только выиграет. В этот момент внизу лестницы показались новые гости, и Владимир Владимирович, извинившись, вновь превратился в Сквозник-Дмухановского…
В этом году гостей на балу больше обычного. Одних танцевальных пар более пятидесяти! Устроители теперь приглашают на праздник не только школьников, отличившихся в изящной словесности, но и тех, кто проявил хорошее знание истории, краеведения, обществознания. А также представителей всех городских школ Петровска, сотрудников музеев и библиотек. Так что сегодня коридоры школы №8 заполнены нарядной публикой: шуршат бальные платья, шелестят веера, блестят глаза…
СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА
Бал! Гремит музыка, актовый зал залит ярким светом. Кажется, все присутствующие смотрят на хозяйку бала – супругу городничего Анну Андреевну, точнее, Диану Смирнову. На ней белое платье, украшенное большим замысловатым цветком. На руках – длинные перчатки.
В этом зале все знают, что для Дианы это последний бал. Кто сможет заменить ее в следующем году? Ведь организация, репетиции танцев, списки гостей – всем этим занималась Диана. Даже бальные наряды на большинстве гостей – тоже ее заслуга. Это она выхлопотала для бала 45 платьев из школы искусств и 30 – из районного Дома культуры. Раздали их заранее, причем каждая участница могла выбрать понравившийся наряд. Подготовка к балу началась еще в ноябре, у девушек было время подшить, обновить, приукрасить платья.
Кажется, все стараются не разочаровать хозяйку бала. Танцевальные пары не сбиваются с ритма, не путаются в фигурах, на ноги и на платья дам никто не наступает. На все вопросы викторин отвечают весело и точно.
Как и обещали, завершается бал фарандолой, во время которой самое главное для танцоров – не разомкнуть живую цепочку. «Привезла» фарандолу в Петровск, кстати, Маргарита Фурман, увидев этот танец на Балу литературных героев в Доме Пашкова. «Надо приложить немало усилий, чтобы цепочка исполнителей танца не распалась!» – объясняет Татьяна Сторожева и прикладывает от волнения руки к груди. Она рассказывает, что фарандолу танцевали только один раз – на самом первом балу. И тогда цепочка, увы, разомкнулась… Но в этот раз у гостей все получается чудесным образом. И Татьяна Юрьевна облегченно вздыхает: «Не распалась цепочка!» Мы с ней пробираемся к выходу. У двери я останавливаюсь и оглядываюсь: Диана Смирнова, хлопнув в ладоши, кричит: «Бал окончен! Дорогие гости! У выхода каждый из вас может взять записку с пожеланиями, которые обязательно сбудутся, если вы в них поверите!»
Гости постепенно расходятся. Со всех сторон слышны сетования на то, что бал прошел как-то слишком быстро. Разгоряченные танцами участники никак не могут поверить, что праздник закончился.
Мимо нас проносится Хлестаков. Он все-таки забыл слова и не нашел ничего лучше, чем заменить одну из фраз Ивана Александровича строками из «Евгения Онегина»: «Любви все возрасты покорны…» Но сценка зрителям все равно понравилась: нового Хлестакова приняли.
А Диана Смирнова от волнения и танцев все никак не может отдышаться. В глазах – слезы. Татьяна Юрьевна успокаивает ее: все прошло прекрасно! А сама с отчаянием оглядывается по сторонам: ведь Диана четыре года была центром притяжения Литературного бала. Кем ее заменить? Еще любуясь на танцевальные фигуры, Татьяна Юрьевна призналась, что много раз уже думала о том, кого выбрать на роль новой хозяйки Литературного бала в Петровске. И ответа на этот вопрос у нее пока нет…
А в школьных коридорах гости тихонько переговаривались между собой о том, что Татьяна Юрьевна мечтает превратить уездный бал в губернский…