Гениальный пиарщик Илон Маск сумел сделать Теслу самым узнаваемым электромобильным брендом в мире. Парадоксальным образом, это не помогло компании занять доминирующие позиции по продажам электромобилей. На рынке Европы Tesla занимает всего лишь пятое место, да и то делит его со шведской компанией Volvo:
https://safehaven.com/markets/markets-other/Tesla-Struggles-To-Compete-In-European-Market.html
Согласно исследованию консалтинговой компании IHS Markit, с февраля 2018 года по февраль 2019-го первое место по продажам электрокаров в Европе занимает BMW.
Доля немецкого автоконцерна на европейском рынке составляет 16%. В Германии доля BMW доходит даже до 20%, при том что машины Теслы предпочли лишь 3% немецких покупателей.
Между тем, больше всего электромобилей в Европе продаётся не в Германии, а в Норвегии, которая намеревается запретить автомобили с бензиновыми двигателями. В результате, почти половина новых продаж автомобилей в стране приходится на электромашины.
Норвежский рынок на целых три четверти (77%!) захвачен BMW, тогда как позиции Теслы в стране фьордов и лыжников в последнее время слабеют.
Тесле не помог даже выпуск новой «массовой» модели Tesla Model 3 — в европейских странах просто не так много автодилеров, которые занимаются поставками Тесел, по сравнению с машинами местных производителей.
Сеть фирменных магазинов Теслы в Европе развита довольно слабо. Она не охватывает ни юг Италии, ни Испанию (за исключением Мадрида и Барселоны), ни основную часть Германии (за исключением крупнейших городов), ни Францию (где всего пара магазинов), ни Восточную Европу.
На мировом рынке Тесла занимает первое место, однако делит его с китайской компанией BYD, так что говорить об уверенном лидерстве не приходится. Далее идёт Beijing Auto (ещё один китайский автопроизводитель), а затем BMW.
Очевидно, что именно Китай будет крупнейшим авторынком в ближайшие десятилетия, в том числе и в электромобильном сегменте. Тесла сейчас строит завод в Шанхае и является при этом одной из немногих иностранных компаний, которым власти КНР позволили открыть своё производство в Китае без создания совместного предприятия с китайскими фирмами.
Это серьёзная заявка, но строительство шанхайской фабрики отстаёт от графика, а китайские конкуренты сильны и продолжают множиться. К тому же, в прошлом году BMW получила разрешение на то, чтобы повысить долю в совместном предприятии Brilliance China Automotive Holdings с 50% до 75%. Сделку планируется закрыть к 2022 году, и это даст BMW более полный контроль над своим китайским производством.
Также BMW наращивает поставки и на американском рынке. Каждый десятый проданный в США «бумер» имеет электрический двигатель. Это довольно неприятно, хотя и не опасно для Теслы, которая занимает более 50% американского рынка.
Помимо уже названных, с Теслой всерьёз конкурируют на мировом рынке ещё несколько компаний: китайские Roewe, Chery, JAC и Jianling EV, японская Nissan, немецкая Volkswagen и корейская Hyundai.
В ближайшие 3 года глобальные инвестиции в производство электромобилей составят около 60 миллиардов евро (68 миллиардов долларов), согласно данным немецкой отраслевой группы VDA. Число моделей электрокаров утроится и превысит 100, и многие из них будут иметь функции автопилота.
Этому будет способствовать ужесточение требований Евросоюза по борьбе с выбросами парниковых газов. Новые экологические стандарты вступят в полную силу к 2030 году, и это может серьёзно простимулировать европейцев к замене своего автопарка.
В США, тем временем, аналогичной программы по снижению выбросов и переходу на «зелёный автомобилизм» — попросту нет. Электромобили занимают лишь 3.5% американского рынка, и стимулов к переходу на их использование у американцев, по большому счёту, совсем немного.
Получается, что радужные перспективы Теслы как чемпиона американского рынка омрачены не только конкурентами, но и ограниченными возможностями роста самого этого рынка по сравнению с ЕС.
Не очень-то впечатляют успехи Теслы, при том что её капитализация, по идее, зависит о способности на равных конкурировать с такими монстрами, как Ford или BMW.
Тесла — в некотором роде «первооткрыватель» в области электрокаров (если не в плане массового производства, то хотя бы в плане массового пиара), и у компании долгое время было преимущество первопроходца (first mover advantage), но теперь его нет.
Вопрос о том, как Тесла будет оправдывать свою сверхвысокую капитализацию (и соответствующую цену на акции) при растущей конкуренции — открыт настежь.