Отношение к деньгам у детей

Актуальность финансового воспитания состоит в том, что «правильно» сформированное отношение к деньгам у детей существенно влияет на процесс их экономической социализации и формирования фундамента «психического здоровья».

Родители часто нивелируют проблему финансового воспитания ребенка. Этот вопрос чаще всего или замалчивается (поскольку ребенок еще слишком мал, чтобы распоряжаться деньгами), или же родители формируют неверное отношение ребенка к деньгам.

У нашей семьи в одном из мессенджеров есть семейная группа. В ней я, старшая сестра, мама и наша подруга, которая нам как родная.

Вчера сестра присылает сообщение:

- Офигеть, Миша сходил в кино, потратил 600 рублей!

Для пояснения, Миша - это её 10-летний сын. Сестра в разводе, отец ребенка помогает тогда, когда считает нужным. Сестра тянет сына сама. Денег хватает, но особо ими не раскидываются.

Молниеносно приходит ответ от нашей мамы:

- Это как? Объясни ему, сколько на эти деньги можно продуктов или еще чего купить.

Здесь я решила вступить в диалог с вопросом, на мой взгляд логичным: почему ребенок в 10 лет должен знать, сколько продуктов можно купить на 600 рублей? Зачем? И получила от мамы ответ: Чтоб думал, куда и сколько денег тратить. Не обязательно с укором говорить, но объяснить нормально.

Я уже писала тут о своем детстве и о том, с какого возраста я работаю и зачем. Из той статьи можно понять, что цену деньгам я знаю. И тут я сопоставила... Мне 27 лет. Я хорошо зарабатываю по меркам своего города, но я еще всё не люблю тратить на себя деньги, будь то поход в салон красоты или новое платье. Порой муж насильно затаскивает меня в магазин, чтобы я что-то себе купила. Я в постоянной погоне за распродажами и постоянной экономии. А знаете почему? Потому что с детства просчитываю в голове, сколько я могу купить продуктов за стоимость платья. Да-да, потому что каждый раз, получая деньги на развлечения в детстве, я слышала, что мне их дают, но на них мы могли купить то, то и то.

Правильно ли это, в таком возрасте говорить детям о ценности денег в таком ключе? Рождают ли родители комплексы в головах своих детей?

Мне стала интересна данная тема и я почитала мнение детских психологов, о том когда и как нужно говорить с детьми о деньгах. Предлагаю и вам прочитать короткие выдержки, которые показались мне наиболее интересными.

Можно ли, стремясь сохранить детскую невинность, вообще не говорить с ребенком о деньгах? Не в нашей власти поместить детей в стерильный мир, где денег не существует. Исследования психологов и социологов показали, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве, приучали ли их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи». Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении. Первый интерес и первые вопросы о том, что такое деньги, у большинства детей возникают уже в 4-5 лет.

Далее я приведу выдержки, как говорить о деньгах с детьми разного возраста.

4-5 лет. Говорить об этом просто

Объясняя, откуда берутся и для чего нужны деньги, мы помогаем ребенку понять основы функционирования общества. Когда мы говорим просто и понятно, он узнает о том, что есть необходимые вещи (дом, еда, электроэнергия) и те, что доставляют удовольствие (каникулы, игры, сладости). И те, и другие имеют свою цену, и, чтобы приобрести их или пользоваться ими, необходимо заплатить. А деньги, в свою очередь, не появляются сами собой». Рассказывайте ребенку, зачем вы ходите на работу: вы любите свою профессию, но работаете также и для того, чтобы получать деньги, а потом покупать для всей семьи продукты, одежду, книжки, игрушки.

7 лет. Воспитывать чувство ответственности. Первые карманные деньги

В 7-8 лет у многих детей появляется стремление к независимости. Важно дать ребенку почувствовать, что вы это понимаете и готовы его поддержать. Давая ему раз в неделю определенную сумму, которой он может распоряжаться сам, вы делаете важный шаг к воспитанию чувства ответственности. «Карманные деньги — это не зарплата и не способ поощрения или наказания. Это инструмент, помогающий научить их распоряжаться своими финансами. Объясните ребенку смысл выдачи карманных денег и договоритесь с ним о том, какие расходы они будут покрывать. Сначала вы можете помогать планировать траты, но не переусердствуйте». Если родители жестко контролируют ребенка, это лишает практику выдачи карманных денег всякого смысла. Ведь карманные деньги должны помочь ребенку научиться тратить разумно.

Фотография из публичного доступа сети Интернет
Фотография из публичного доступа сети Интернет

12 лет. Учить распоряжаться деньгами. Планировать траты

Именно в подростковом возрасте дети учатся планировать свои траты и впервые пробуют экономить. Сумма карманных денег и периодичность их выдачи должны меняться. Надо учитывать две вещи: ваши возможности и запросы ребенка. Спросите, какая сумма его бы устроила. Если потребности ребенка слишком высоки, вместе скорректируйте их. Не ориентируйтесь на соседа или товарищей по классу: у всех разные возможности, и это лишний повод поговорить на эту тему. Подростку можно давать деньги уже не раз в неделю, а раз в месяц. Конечно, раз в его руках оказывается большая сумма, больше и соблазн потратить все сразу. Если он потратил все деньги, которые ему выдали, обсудите вместе, почему так получилось, что он не учел. Объясните, как стоило себя вести (или как сделали бы вы) и почему именно так. Посочувствуйте, но никогда не предлагайте финансовую компенсацию. Ограничьтесь психологической. Иначе он получит урок: все наши ошибки оплачивает кто-то другой. Но разве это так?

Фотография из публичного доступа сети Интернет
Фотография из публичного доступа сети Интернет

14-15 лет. Поддержать первые шаги во взрослом мире. От копилки к пластиковой карте

С того момента как ребенок получает паспорт, вы можете открыть на его имя счет в банке. «Мы завели банковские карточки для наших сыновей, — рассказывает мама 14-летнего Артема и 15-летнего Дениса. — Каждый месяц мы кладем на них карманные деньги. На эти средства они ходят в кино и в кафе, а еще стараются экономить, чтобы купить диски или модную одежду. Удивительно, но младший — очень экономный, а старший тратит все, что есть на его счету, в первую же неделю, но все равно регулярно заходит в местное отделение банка и проверяет выписки». Даже если подросток совершает подобные ошибки в ведении своего личного бюджета, он учится.

Советуйтесь с ним при совместных покупках, обсуждайте и свой выбор. «Вы увидите, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки (как у всех, как ни у кого, очень дешево, очень красиво, выглядит дорого)». Рассказывайте ему о своем выборе, о сомнениях, ошибках, успехах, о смелости, которая вам часто бывает нужна, чтобы заработать деньги. Это поможет ему представить, как он сам будет зарабатывать их в будущем.

Как по мне, это хороший материал по пониманию, как нужно объяснять детям тему денег, объяснить их ценность, но при этом не давить на ребенка. Безусловно, все дети разные и не со всеми детьми эти шаги сработают ровно так, как описано, но рациональное зерно в данной схеме есть.

Как вы воспитываете или уже воспитали отношение к деньгам у своих детей? Какие ошибки совершали?

Надеюсь, вам был полезен данный материал и вы не пожалеете нажать кнопку "Нравится" :)