13 подписчиков

Светлые ангелы Ивана Грозного

  Отличительными знаками опричников Ивана Грозного были  собачьи головы на шее у лошади и метла на кнутовище. Опричники носили черное одеяние.

Отличительными знаками опричников Ивана Грозного были собачьи головы на шее у лошади и метла на кнутовище. Опричники носили черное одеяние. Чёрный цвет одежды вместе с вороной мастью боевых коней опричников намекал на связь с потусторонним миром. Собачья голова, привязанная к шее лошади, была символом адского пса. Иван Грозный был хорошо начитанным человеком и был знатоком как «высокой» книжной, так и традиционной народной культуры. В средневековых апокрифических текстах пишется о светлых, но «немилостивых», «злых» или «лютых» ангелах. Эти ангелы находятся в аду и занимаются тем, что наказывают и мучают грешников. Светлые ангелы подчиняются не Сатане, а Богу. На том свете наказание для грешника дает Бог и в аду они попадают в руки "немилостивых" ангелов-мучителей, а на земле грешников судит царь и его опричники. Таким образом, складывается следующая картина в отношении образа опричников: светлый ангел-мучитель из ада задачей которого является наказание и истребление грешников.

Атрибут опричного воина - помело – это символ уже из славянской народной культуры. В славянской народной культуре помело было сильнейшим магическим предметом. Метла или помело было средством избавления от опасности и скверны. Помело, как и другие атрибуты очага, воспринималось как священный предмет, наделенный сверхъестественной силой. Сказочный богатырь с помощью помела мог уничтожить врагов. Махнет богатырь помелом – там падет целая улица врагов. Метла является в сказках волшебным оружием, насмерть поражающим врагом. Метла опричника являлась священным оберегом и мощным магическим оружием для борьбы с бесами и неправедными людьми.

В итоге можно сказать, что одеяние и отличительные знаки опричника должны были по замыслу Ивана Грозного соответствовать образу ангела из преисподней с адским псом и магическим орудием – метлой. В этом образе собраны представления, как из апокрифических текстов, так и из славянской народной культуры.