В 1919 году испанский авиационный инженер Хуан де ла Сиерва потерпел крушение на своем самолете, свалившись в штопор из-за слишком маленькой скорости полета. Испанец отделался легким испугом, но после аварии стал разрабатывать летательный аппарат, конструкция которого позволила бы минимизировать риски при полете на малых скоростях. В результате, Хуан де ла Сиерва представил концепт нового летательного аппарата, главным новшеством которого являлся поставленный над корпусом самолета свободно вращающийся винт, который под набегающим потоком воздуха входил бы в режим авторотации и создавал подъемную силу.
Авторотация — режим работы винта, при котором его вращение обеспечивается набегающим потоком воздуха.
Первый полет сконструированный инженером аппарат, получивший название «автожир», совершил 9 января 1923 года.
С первых полетов стали видны его неоспоримые преимущества – полеты на малых скоростях – 15 миль\час, предотвращение сваливания в штопор, а также свободно вращающийся несущий винт, который продолжит функционировать даже после вывода из строя двигателя аппарата, что обеспечивает возможность мягкой посадки в экстренной ситуации. Если же наблюдался сильный встречный ветер, обеспечивающий достаточное вращение верхнего винта, автожир мог и вовсе зависнуть в воздухе,
Обладающий высоким уровнем безопасности аппарат сразу же обрел огромную популярность. Особо он ценился за удобство старта с короткой взлётной площадки — аппарату необходимо всего 50 метров, чтобы взлететь. Самолетостроительные фирмы стали выпускать автожиры в больших количествах, постоянно совершенствуя его конструкцию. Самое большое распространение автожир получил в США, где его стали использовать даже при доставке почтовых отправлений в 1930-х годах.
Но эпоха автожиров закончилась так же быстро, как и началась. В середине 1930-х годов начался выпуск вертолетов. Интерес инженеров к новинке затмил автожиры настолько, что их производство сократилось до нескольких единиц в год. Не последнюю роль сыграл и экономический эффект: из-за своей конструкции с дополнительным верхним винтом полезная нагрузка, которую может поднимать автожир, оказалась намного меньше полезной нагрузки, которую может нести самолет или вертолет. А между экономией и безопасностью в рыночных отношениях чаще всего побеждает, к сожалению, экономия.
В настоящий момент автожиры являются малопопулярным и экзотическим летающим аппаратом, который штучно производят несколько частных компаний.