Казалось бы Ижевские мотоциклы, все как один- немного измененный мотоцикл DKW из Германии, по большому счету это так и есть. Серьезные прорывы в изменении модельного ряда тоже были, и весьма успешные, но они не дошли до нам- потребителей, разве что "Планету Спорт" можно считать лишь одним успешным проектом которым мы сумели "пощупать" и даже покататься на них. Но тем не менее конструкторам ставили довольно серьезные задачи, которые они решали довольно успешно, и одной из таких задач стала разработка нового двигателя с двумя цилиндрами, что в общем- то и завершилось успехом. Именно сегодня мы и вспомним небольшую часть автобиографии о зарождении популярного "Юпитера".
Задача разработки двухцилиндрового двигателя решалась весьма оригинальным способом, удачный он или нет, нам обязательно расскажут "Юпитероводы" в комментариях. В самом простом виде было необходимо скрестить практически два двигателя, это описание не совсем точнее, но основная идея была такова- соединить два коленчатых вала маховиком, который был расположен в отдельной полости картера. Собственно задача была решена весьма успешно и в 61 году появился тот самый первый "Юпитер" который по ходовой части был унифицировал практически на 100% с тогда уже серийным "ИЖом 56". Мотоцикл показал хорошие характеристика, получился достаточно мощный 18- сильный мотор, который был способен разогнать мотоцикл более чем 100 км/ч, а завяленная заводом цифра была 120 км/ч. Мотоциклу изначально присвоили имя "ИЖ- 58", цифра соответствовала году начала подготовки мотоцикла к производству, поскольку мотоцикл увидел свет еще 57- ом году, тогда же он побывал и на выставке в Брюсселе. Но немного позже его стали называть "Юпитер", так что полноправно можно заявить что эти два названия относились к одному и тому же мотоциклу.
Классификация мотоцикла была весьма стандартная для "ИЖа"- это был средний дорожник предназначенный для езды по любому покрытию. В серии было всего 5 основных модификаций, начиная от самого первого и заканчивая пятой серией, которая имела так называемую "водянку", т.е. водяное охлаждение. Основные изменения в ряду касались внешнего вида, и как правило глобально нового ничего не появлялось. По части двигателя в основном изменись коробки передач, которые как правило становились больше ориентированы на дорожное покрытие, т.е. передачи становились длиннее, появился автомат переключение, который оказался весьма надежен и прост. Так же форсировалась мощность мотора, самый мощный в серии оказался "Юпитер 4", который имел мощность в 28 л.с. и при этом был самым низкоресурным, на пятой серией двигатель дефорсировали, и именно "Юпитер 5" стал самым многочисленным и популярным среди всех "двоек". Так же эти мотоциклы были единственные с двухцилиндровым, двухтактным мотором среди наших производителей.
Основные технические характеристики для справки:
-- Сухой вес мотоцикла 160 кг.
-- Максимальная скорость 110 км/час.
-- Ёмкость топливного бака 18 л
-- Расход топлива по шоссе не более 4 литров на 100 км.
-- Число цилиндров 2
-- Рабочий объем цилиндра 347 см3
-- Максимальная мощность 18 л. с.
Спасибо за внимание уважаемые читатели! Буду благодарен если вы оцените данную статью и проявите к ней интерес. А так же рекомендую к прочтению следующие статьи по темам:
Редчайшие мотоциклы ИЖ в подвале ИЖМАША
ИЖ «Сайгак» - очередной нерожденный проект [немного Китайский ИЖ]
Попытка воскресить ИЖ планету Спорт [ИЖ-ПС 2 или R21]
[ИЖ] планета 6. Борьба "ИЖмаша" за выживание
Космический ИЖ- Сатурн