У многих людей вызывает удивление, когда слова «младенец» и «речь» употребляются вместе, так как далеко не каждый ребёнок до года произносит свое первое слово. Несмотря на это для маленьких детей существуют нормы речевого развития, позволяющие оценить правильность формирования коммуникационных навыков.
Крик
Первым этапом формирования речевой активности является крик, позволяющий ребёнку заявить о своём присутствии. Пока малыш находился в утробе, не нужно было прилагать каких-либо усилий для удовлетворения потребностей. После рождения ситуация кардинально изменилась: при ощущении дискомфорта ребёнок издаёт крик. Из безусловного рефлекса крик трансформируется в сигнал для привлечения внимания, средство общения. Первый диалог младенца происходит следующим образом:
- Крик.
- Ожидание отклика.
- Более громкий крик.
- Вновь ожидание ответа.
Так ребёнок даёт возможность родителю включиться в процесс общения. К третьему месяцу происходит изменение интонации крика. Мамы могут определять различные оттенки криков младенца: нытье, визг, ворчание, недовольство, гнев.
Крик сопровождает жизнь ребёнка длительный период, совершенствуясь параллельно речи. После появления слов, крик продолжает участвовать в процессе становления коммуникации.
Гуление
Второй этап возникает в два месяца и длится до полугода. Гуление характеризуется сочетанием звука «Г» с гласными «А», «У», «И», «Э». Дети различных народов при гулении издают одинаковые звуки. Постепенно ребёнок начинает издавать новые звуки, сопровождаясь их разнообразными интонациями.
На этой стадии необходимо взаимодействие с ребёнком. С появлением рядом с младенцем мамы гуление усиливается. Присмотревшись, можно обнаружить, что малыш не только произносит звуки, а ещё заглядывает в глаза и ожидает ответа. Это первые попытки ребёнка выстроить полноценный речевой диалог. Такое общение необходимо поддерживать, так как младенец в этот момент учится одновременной координации голоса и взгляда, что является фундаментом социального контакта.
Лепет
На третьей стадии гуление сменяется лепетом. Происходит это после шести месяцев. Ребёнок начинает произносить слоги, возникающие однократно. Постепенно слоги повторяются длинной цепочкой «ма-ма-ма-ма».
Для дальнейшего формирования речевых навыков важен лепет и гуление. Если ребёнок не прошёл эти фазы, необходимо, активизировать речевую функцию. Следует как можно чаще разговаривать с младенцем, речь должна быть обращена к ребёнку.
Первые слова-слоги не несут смысловой нагрузки. Но благодаря маме, удовлетворяющей потребность малыша в общении, эти слова приобретают смысл.
Первые слова
Данный этап начинается в 11 месяцев. Ребёнок начинает соотносить слово с объектом, происходит осмысление слов. В этот период взрослым необходимо называть предметы своими именами, читать книги вслух, комментировать собственные действия.
Формирование правильной артикуляции происходит при тренировке губных и щечных мышц, выполнить которую позволяют следующие способы:
- использование дудочек и свистулек;
- изображение различных эмоций, гримас;
- воспроизведение голосом звуков живой и не живой природы.
Всевозможные игры позволят ребёнку расширить словарный запас, соотнести слова и обозначающие их действия и предметы.
Нормы речевого развития младенцев
Развитие каждого ребёнка носит индивидуальный темп, но существуют параметры, при отсутствии которых необходима консультация специалиста:
- крик, сигнализирующий о дискомфорте, голоде;
- оживление и улыбка при появлении взрослого (1 – 3 месяца);
- гуление (2 – 5 месяцев);
- лепетные звуки, слоги (6 – 9 месяцев);
- жест, указывающий на нужный ребёнку предмет (8 – 12 месяцев);
- понимание простых просьб с последующим выполнением (12 месяцев).
Если перечисленные признаки замечены впервые, не стоит поддаваться панике. В большинстве случаев это временные явления, свидетельствующие о переходе одного периода в другой. В случае, когда изменений не происходит, необходимо обратиться к педиатру и неврологу для исключения патологии.