В продолжение предыдущей темы хотелось бы поподробнее рассмотреть историю паровоза.
Ведь паровоз – это по истине уникальный вид машин и агрегатов, соединивший в себе такие разные и совсем не сочетаемые стихии, как воздух, вода, огонь и металл.
Остановим свой взгляд сегодня на историю отечественного паровозостроения, а если данная статья наберет достаточный отклик, в ближайшее время рассмотрим и мировой опыт.
История российского паровозостроения ведет свой отсчет с 1833 года. Именно тогда появился на свет знаменитый паровоз Черепановых. Стоит отметить, что появление паровоза практически на 5 лет опередило появление в стране железной дороги. Паровоз эксплуатировался в рудниках и в первой своей модификации мог перевозить более 3 тонн груза со скоростью 16 км/ч.
Массовые постройки отечественных паровозов начались только после открытия и успешного запуска в 1843 году Петербурго-Московской железной дороги. Первым заводом изготовителем стал в 1845 году Александровский завод.
Положительный опыт эксплуатации железной дороги запустил развитие бурного строительства новых железнодорожных линий, что, в свою очередь, способствовало росту потребностей в тяговом подвижном составе. С 1869 года к строительству паровозов стали подключаться Коломенский, Камско-Воткинский, Невский и Мальцевский заводы. К 1900 году насчитывалось уже 9 заводов, обеспечивающих растущие потребности страны.
За эти годы были разработаны и внедрены в эксплуатационную деятельность первые в мире пассажирские паровозы с передней тележкой, обеспечивающие повышенную безопасность движения; первый паровоз с концентрацией пара; паровозы с четырьмя движущимися осями; сочлененные паровозы.
К началу ХХ века учеными была открыта новая отрасль науки о тяге поездов, позволяющая решать проблемы эксплуатационной деятельности железных дорог, связанные с использование тяговых подвижных средств.
Такие как, определение максимального веса поезда, скорости и времени его передвижения, тормозного пути, необходимой мощности локомотива и других.
В это время российские заводы полностью удовлетворяли потребности железных дорог в паровозах. И в период с 1898 по 1917 годы построили более 16 тысяч паровозов.
В декабре 1920 года был утвержден план на ближайшую пятилетку по восстановлению паровозного хозяйства.
В 1925 - 1926 годах были разработаны и построены один из лучших паровозов серии СУ для пассажирского движения, модифицированные серии ЭУ, ЭМ, ЭР для грузовых перевозок.
В 1931 году введен в эксплуатацию грузовой паровоз серии Феликс Дзержинский (ФД), являвшийся самым мощным в Европе. А в 1932 году – паровоз серии ФДП, для пассажирских перевозок.
С 1934 года широкое распространение на сети железных дорог получили паровозы серии Серго Орджоникидзе (СО).
Развитие паровозостроения в стране продолжалось и в послевоенный период вплоть до 1957 года, когда в следствие низкой экономичности строительство паровозов было прекращено. За весь период паровозостроения России было разработано и построено около 400 видов паровозов.
Паровоз зарекомендовал себя, как самый неприхотливый вид тягового подвижного состава. Он способен выдерживать колоссальные нагрузки при относительно дешевом ремонте и способности функционировать на самом разнообразном виде топлива (при невозможности запастись углем и мазутом). Именно эти факторы обеспечили бесперебойную работу железнодорожного транспорта в период Великой Отечественной войны.
Предыдущий пост по теме паровозов можно посмотреть здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5c260848864cd300aac3267b/vozvrascenie-parovoza-5c93a1fb42c5cc00b3ccec96
Если Вам понравилась данная статья, то поставьте, пожалуйста, лайк и подписывайтесь на канал, все самое интересное только впереди!
Если у Вас возникли вопросы или предложения по новым темам, пишите, пожалуйста, в комментариях к данной статье.