Обучение руководителей фирм и частных предприятий, которое проходило в этом месяце, подошло к концу.
Хотя, финиш правильнее было бы назвать промежуточным: преподаватели уверены, что у наших менеджеров имеются немалые резервы, и учебу можно и нужно продолжать.
В течение прошедших месяцев в рамках программы «Экономика и менеджмент» слушатели постигали основы рыночной экономики, правовые аспекты деятельности руководителя, основы менеджмента и психологии управления коллективом, основы стратегического менеджмента.
В ходе опроса, проведенного социологами в последний день занятий, выяснилось, что все участники учебы остались довольны лекциями, семинарами и деловыми играми.
Наиболее полезной и актуальной для них оказалась информация по юридической тематике. На втором месте - постижение психологии управления коллективом. И практически все опрошенные считают, что обучение необходимо продолжать.
В числе дополнительных тем для занятий предлагаются формирование политики предприятия, в том числе учетной, налоговой, экономической, а также - теория принятия решения широким кругом лиц.
В день вручения дипломов мы попросили поделиться впечатлениями декана факультета менеджмента и бизнеса МГТУ Геннадия Гершанока, который не первый год сотрудничает проводит обучение:
- Особенно жадно менеджеры впитывали информацию, которая касается новых методов рыночного управления. Большинство руководителей понимает, что ушли в прошлое времена, когда отношения между начальником и подчиненными строились по схеме «приказ - выполнение». Теперь важна мотивация. И многие уже научились видеть этот момент в действиях своих коллег, а такое умение свойственно настоящим профессионалам.
Мы смогли убедительно доказать, что все менеджеры связаны в едином механизме, и от действий каждого зависит успех или неуспех деятельности всех остальных.
В последний день учебы состоялось занятие, посвященное стратегии развития бизнеса. Этот вопрос серьезно волнует многих руководителей, и в какой-то мере нам удалось снять напряжение. Все увидели, насколько нужны и важны стратегические изменения, по каким принципам они должны строиться.
Но, конечно, удалось пока не всё. Одна из главных задач, которую мы ставили перед собой в начале обучения, - выработка у руководителей экономического мышления.
Я чувствую, что процесс начался, наши «студенты» уже видят экономические последствия принимаемых ими решений. В этом направлении сделан мощный шаг вперед.
Но технократическое мышление пока преобладает, избавиться от него нелегко. Изменение мышления, сознания - вообще процесс нелегкий и не быстрый.