Если вы думаете, что о прогнившем западе заговорили исключительно только после революции 1917 года, то…ошибаетесь.
Автором выражения косвенно был русский историк, дворянин, то ли славянофил, то ли западофоб Степан Петрович Шевырев. Слышали о таком?
Увы, многие яркие, интересные личности сейчас забыты. Шевырев относится как раз к таким — когда-то был весьма заметен впервой половине девятнадцатого века. Историк русской словесности, критик и поэт.
Род деятельности Шевырева скорее всего определило то, что в детстве мальчика отдали в Московский университетский пансион, где инспектором определен был Иван Иванович Давыдов, тогда еще — шеллингианец.
Шеллингианство — Философия Шеллинга, развивавшаяся в русле немецкого идеализма с уклоном в натурфилософию.
Кроме этого, при пансионе действовало литературное общество, основанное Жуковским (а это уже направление романтизма в поэзии).
Романтизм и шеллингинаство в результате вылились в то самое ярое славянофильство, подчас нездоровое.
Современники отмечали, что Шевырев не обладал литературным вкусом, но был весьма прямолинеен и претендовал на звание ироничного критика. Высмеивал Лермонтова, к примеру, превознося Масальского и Каменского, главным нравственным достоинством (не для себя, для народа) называл смирение…
В 1841 в первом номере журнала «Москвитянин» вышла статья Шевырева, которая называлась «Взгляд русского на образование Европы»
— В наших искренних дружеских тесных отношениях с Западом мы не примечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящим в себе злой, заразительный недуг, окружённым атмосферою опасного дыхания. Мы целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли, пьём чашу чувства… и не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чуем в потехе пира будущего трупа, которым он уже пахнет. — вещал он.
Эта статья стала отправной точкой, после которой убежденного славянофила было не остановить.
— Сделай милость, уйми ты Шевырёва, он помешан на гниющем Западе! — просили редактора журнала многие знакомые, а Белинский пошел дальше и вступил в некую полемику с ним, очень точно и ярко описав суть претензий Шевырева в статье о повести В. А. Соллогуба «Тарантас»
-…Авдотья Петровна сама лечит больных простыми средствами. Из всего этого выводится следствие, что все хорошо, как есть, и никаких изменений к лучшему, особенно в иноземном духе, вовсе не нужно. В самом деле, к чему больница и доктор, развращенный познаниями гнилого Запада, — к чему они там, где всякая безграмотная баба умеет лечить простыми средствами?..
Не находите, что многих современных деятелей можно с господином Шевыревым сравнить?
Последний штрих к портрету. Скончался то ли славяновил, то ли западофоб… в Париже. Да-да, в одной из столиц того самого «загнивающего запада», который он так рьяно изобличал…