В мои руки попал текст книги «Колумбайн» журналиста Дейва Каллена, который в течение 10 лет исследовал одну из самых страшных трагедий в США, произошедшую 20 апреля 1999 года. Два подростка, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, совершили вооруженное нападение на школу «Колумбайн». В результате было убито 13 человек и ранено 23 человека. До массового убийства в средней школе Марджори Стоунман Дуглас, произошедшего в прошлом году, в США число жертв школьных стрелков в Колумбайн считалось самым большим.
Я всегда удивлялась (и ошибалась), зачем писать подобные книжки-расследования. Было какое-то внутреннее противоречие, когда книга подавалась как бестселлер, что-то вроде «прочитайте подлинную историю самого страшного убийства» («Там же люди погибли», — хотелось воскликнуть. Вроде — не надо подавать это как развлекательный триллер). Такие книги в последнее время часто выпускет «Пальмира». Книга о Чарли Мэнсоне и его секте — одна из них.
С другой стороны, к художественной литературе у меня почему-то подобных претензий не было. Стивен Кинг написал «Ярость» о мальчишке, который принес заряженный пистолет в школу, в 1977 году. Хотя с художкой был иной эффект. Кингу пришлось изъять книгу из продажи, когда при одном из случаев захвата заложников в школе её же учеником, у террориста нашли «Ярость».
Искусство пытается работать с подобным видом трагедии (сериалы «ОА», «Тринадцать причин почему» — финал последнего сезона), переосмысливать причины, пытаться понять, как реагировать в подобных случаях или как этого не допустить.
Для того, чтобы написать «Колумбайн», Дейв Каллен провел более 1000 интервью с ранеными, их родителями, полицейскими, представителями правительства, случайными свидетелями, психологами и всеми, кто так или иначе был связан с трагедией. Благодаря его книге были пересмотрены стратегии реагирования для специальных служб в условиях стрельбы в школах (от кордона и тактики удержания к скорейшей ликвидации стрелков).
Интересно еще и то, что в конце книги дано много примечаний, выдержки из реальных дневников стрелков и несколько страниц вопросов для обсуждения в читательских группах (или для обсуждения на уроках в школе). Интересно, что там есть вопросы про депрессию, вроде: «Объясните различие между депрессией и грустью. Что делает депрессию такой опасной?» (один из убийц страдал депрессией, другой был психопатом) или про то, как лечить депрессию. А еще, к примеру, есть целое исследовательское задание о воздействии времени на трагедию: «Найдите в интернете два или три газетных материала об атаке на «Колумбайн», которые автор упомянул как заслуживающие доверия. Напишите двух-трехстраничное эссе о том, что мы с течением времени узнали об убийцах. Как понимание этих подростков изменилось между 1999 годом и сегодняшним днем? Какие новые источники информации стали теперь доступны и как это повлияло на наши представления?».
А первый вопрос, который предваряет все вопросы, звучит так: «Вы помните, где вы находились 20 апреля 1999 года? Как вы узнали о бойне в «Колумбайн»? Каковы были ваши первоначальные мысли?»
Вспоминая подкаст Алексея Поляринова о культуре и трагедии, хочется переформулировать: «Вы помните, где вы находились 23-26 октября 2002 года? Как вы узнали о теракте на Дубровке? Каковы были ваши первоначальные мысли?» или «Вы помните, где вы находились 1 сентября 2004 года? Как вы узнали о теракте в Беслане? Каковы были ваши первоначальные мысли?»
А на остальные вопросы по списку нам не ответить, потому что у нас нет ни художественных книг, где затрагиваются эти трагедии, ни журналистских документальных расследований, ставших книгами.
Кстати, «Колумбайн» выйдет в «Like Book», подредакции «Эксмо», издающей подростковые книги. То есть она позиционируется для подростков, но на ней, согласно законодательству, всё равно стоит знак 18+.
Пока не вижу другого выхода, как с помощью книг о трагедиях других стран говорить о том, что происходит у нас. К счастью, подобного «Норд-Осту» и Беслану в мире не происходило, а вот тема учащихся, приносящих оружие в школу, актуальна и для нашей страны. 15 января 2018 года в Перми двое учащихся 16 и 17 лет пришли в школу с ножами, подражая убийцам из «Колумбайна». В результате пострадало 15 человек. Важно отметить, что пермские подростки книгу Каллена не читали, они читали интернет.
Реакцией не это событие не должно быть замалчивание и запрет на чтение подобных книг, а, наоборот, чтение и обсуждение (в отношении школьников — совместно с родителями и учителями) подобных тем и произведений, переосмысливающих трагедию.
Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на мой канал, чтобы мои записи появлялись в вашей ленте чаще.
Ксения Лурье