Героические будни автобусного туризма в 90-х годах
Дипломатические интриги. Прорыв через государственные границы. Восторг от познания мира. Разбойные нападения, погони, перестрелки… Что это? Рабочие будни автобусного туризма на заре становления отрасли, в 90-е годы. Сейчас, когда истекли сроки давности, туроператоры готовы приоткрыть правду о том, как всё начиналось.
Галопом по Европам
Многие наши соотечественники впервые увидели заграницу именно из окон автобусов и потом еще не раз колесили по миру. Потому что летать самолетом в начале 90-х было гораздо дороже (сейчас, кстати, далеко не всегда так), а, кроме того, туристы стремились за одну поездку посетить несколько стран. Ну и, конечно, во все времена автобусные поездки выбирали клиенты с аэрофобией, для которых воздушные пути заказаны.
Путешествия на колесах требуют очень большой физической выносливости. Только представьте себе, каково это – ночевать в автобусе, питаться в автобусе, проводить долгие часы в очередях на таможне… Но подобные сложности в ту пору людей не пугали. Велико было желание посмотреть мир: из-за железного занавеса – вперед, галопом по Европам! После ночных переездов люди проводили целые дни на ногах, и даже когда завершались экскурсии, они часто отказывались отпускать гидов, хотели еще куда-то идти, что-то смотреть. Просто жаль было тратить время на сон, находясь… ЗА ГРАНИЦЕЙ.
Сам процесс организации автобусных туров – работа ювелирная: сложные маршруты, непредсказуемые ситуации на дорогах, несколько отелей по пути (а чем больше звеньев в цепочке, тем сложнее сделать ее прочной). Надо столько всего предусмотреть заранее и уладить экспромтом, чтобы группа оказалась в нужное время в нужных точках. Это вам не пляж. Однако средний чек и, соответственно, прибыль в автобусном туризме изначально были весьма скромными.
Кто же они – предприниматели, которые, отказавшись от более легких путей, создали и развивали такой формат путешествий? Это люди особые, их сценарии поведения и взгляды на бизнес отличаются от общепринятых в туристической деловой среде.
Например, автобусники всегда были способны договориться между собой и даже соблюдали эти договоренности (в отличие от гигантов массового поточного туроперейтинга). Совместно грузить рейсы, друг друга выручать, а если надо – сообща отстаивать свои интересы… В истории отрасли известен даже случай, когда операторы автобусного туризма вышли на уличный пикет, выражая протест против действий французского консульства, из-за которых у клиентов срывались поездки.
Да, предпринимателей в этой сфере бизнеса многое объединяет, хотя пришли они сюда самыми разными путями, первоначально даже не предполагая, куда заведут их причудливые маршруты жизни. Вот две реальные истории – о дамах, которых называют в числе первооткрывателей автобусного туризма.
Венг. И точка
Елена Попова, основательница туроператорской компании «Старый город», по образованию инженер-строитель, по духу – групповод. Это забытое слово из советского прошлого можно заменить современными синонимами – лидер, исследователь. С такими характеристиками Елена не смогла усидеть на монотонной инженерной работе и в 80-х годах неожиданно для всех устроилась именно групповодом в профсоюзное бюро путешествий и экскурсий. Мизерная зарплата – 90 рублей в месяц, зато драйв – общение с людьми, поездки, бесплатные экскурсии, музеи!
Потом была аналогичная должность в одном из кооперативов по приему иностранных туристов, и параллельно с этой работой Елена сама начала ездить за границу – в Будапешт.
Сейчас уже трудно передать чувства советского человека, впервые оказавшегося за границей, пусть даже не в капстране, а в соцлагере. «Эта особая атмосфера европейского города, эти благополучные люди в окнах уютных кафе… Эти магазины! Другая жизнь», – вспоминает Елена. Узнав вкус путешествий, хочешь еще и еще. Но в 1991 году возникла проблема – очень резкий виток инфляции: в январе доллар стоил 15 рублей, а в ноябре – уже под 50. Ездить в Венгрию стало дорого, так что появилась идея – окупить поездку, собрав группу других туристов и на этом заработав.
Вышли на венгерскую фирму, которая взялась забронировать гостиницу и сделать для туристов приглашения для оформления выездных виз в ОВИРе (въездных виз страны бывшего соцлагеря тогда еще не ввели). Маршрут проложили такой: из Москвы до Ужгорода на поезде, оттуда в Будапешт на автобусе, который арендовали в ужгородском транспортном предприятии (за 100 долларов на три дня). Вместе с размещением и скромной экскурсионной программой турпакет стоил 56 долларов (+ ж/д), получалось выгодно.
Дали в «Вечерней Москве» рекламное объявление – наверное, самое короткое в истории бизнеса, состояло оно из четырех букв и точки: «Венг.». И номер телефона, причем цифры в нем шли подряд, без дефисов, – ради экономии, ведь оплата взималась за каждый печатный знак.
И на это манящее слово «Венг.» буквально сразу собралась группа из 40 человек, причем в дальнейшей рекламе уже практически не было необходимости. Съездив за границу, люди возвращались снова и снова, приводили родственников и друзей, клиентура росла.
Всё это были шоп-туристы – они везли в Венгрию любые вещи, которые только могли купить в своей стране: какой-то текстиль, наборы инструментов, бензопилы, детские игрушки. Сбывали это на рынках в Будапеште, покупали там что бог пошлет и перепродавали потом в России.
Смешной случай: один деятель поехал в тур с кучей заводных игрушечных курочек – 500 штук. И почему-то они по дороге из мешка высыпались. Представьте себе – полный автобус курочек!
Таких путешественников называли «челноки», «мешочники». А среди них, между прочим, попадалась высокообразованная публика – кандидаты и доктора наук, журналисты-международники, инженеры, медики, сотрудники правоохранительных органов, в том числе КГБ (они тоже ездили с частным интересом, не по работе). «Одно время с нами ездила дама – главный гинеколог Москвы, она работала при Большом театре, – вспоминает Елена Попова. – Всем тогда приходилось искать способы выживания, поскольку обеспечить себя и семью за счет основной работы было очень проблематично».
Кроме поездок на рынки и в магазины в программу туров включались, конечно, и экскурсии, клиенты хотели взять от путешествий максимум. «Какая была атмосфера в этих путешествиях! Во время ночных переездов говорили о политике и об искусстве, спорили, читали стихи...»
Попадались, конечно, и проблемные туристы – из тех, с кем больше не хотелось иметь дело, буйные во хмелю. Таких заносили в «черный список» и в дальнейшем с собой не брали, а они всеми правдами и неправдами пытались вновь затесаться в группу. Даже предлагали взятки сотрудникам турфирмы, как-то раз Елена Попова уволила менеджера за такую коррупцию.
Году в 1993-м компания, получившая название «Старый город», отошла от шоп-туризма в сторону экскурсий и стала расширять географию: Италия, Австрия, Франция – далее везде.
Футболисты и церковный хор
Ольга Санаева, создавшая в начале 90-х турфирму «Анкор», в прошлой жизни не имела никакого отношения к туризму. Она преподавала математику и сопромат, собиралась эмигрировать в США и даже жила там какое-то время, чуть не вышла замуж за американца… Но тянуло на родину, в итоге Ольга вернулась в Россию. Знакомства, появившиеся в Америке, как раз и привели ее в индустрию путешествий.
Сначала она помогала решать разные рабочие вопросы американскому туроператору «Мир», который отправлял туристов в Россию. А когда Ольга вникла в специфику этой деятельности, она решила заняться организацией выездных туров для россиян.
Мысли материальны, так что вскоре появились и заказы. Порой совершенно безумные. По этим сюжетам можно снимать фильмы в духе Георгия Данелии.
Например, первая группа туристов, попавшая к Ольге Санаевой через десятые руки от знакомых предпринимателей из Питера, направлялась в греческие Афины. «Какой же был шок, когда уже в пути ко мне подошел один из туристов и сказал: «Я маэстро. Когда у нас будут концерты?» – вспоминает Ольга. – Ни о каких концертах я даже не знала, думала, что везу людей на отдых. Оказалось, это православный хор, и артисты уверены, будто бы едут на гастроли!»
Что показательно, Ольга Санаева уже в Греции смогла экспромтом устроить для клиентов три концерта и одно выступление в церкви.
Второй заказ был не менее странным. Двадцать пожилых дам решили съездить во французскую столицу (может быть, под впечатлением фильма «Увидеть Париж и умереть», который вышел как раз в 1992 году). Причем старушки хотели по дороге осмотреть максимальное количество европейских стран, поэтому в качестве средства передвижения выбрали автобус. А для удешевления поездки искали себе попутчиков. Угадайте, кого нашли? Большую компанию молодых и шумных футбольных фанатов, которые стремились в Париж на матч с участием «Спартака»…
Вот эта странная группа и обратилась в турфирму Ольги Санаевой с просьбой организовать поездку.
Большую часть пути молодые люди веселились и шумели, а старушки на них сердито шикали. Сопровождающие по мере сил старались разрядить атмосферу. Но в Париже все ощутили такую эйфорию, что в автобусе восторжествовало примирение и согласие. Дамы увлекли футболистов за собой в Лувр и Версаль, а сами потом последовали за ними на стадион смотреть игру «Спартака».
Так вот и начался автобусный туризм в жизни Ольги Санаевой.
Автобус для первых рейсов брали в аренду у московского Мелькомбината – роскошная была по тем временам машина: с кондиционером, биотуалетом, мини-кухней и спальным местом для водителя. Даже непонятно, как это чудо техники оказалось в распоряжении мукомолов.
Потом заключили договор с немецкой транспортной компанией Reichert, которая выполняла рейсы из Берлина в Москву, но внезапно оказалась лишена лицензии на регулярные рейсы и терпела убытки из-за простоя техники – 96 отличных «Мерседесов». Заказ от туроператора на поездки по Европе был для Reichert настоящим подарком судьбы.
Туры от «Анкор» были достаточно дороги – цены начинались от 300 долларов на человека, но недостатка в клиентах не возникало. Компания быстро нарастила объемы, хотя никогда не занималась организацией шоп-туров, подчеркивает Ольга Санаева. Только экскурсии. И еще имелась у «Анкор» отличительная черта: в отличие от конкурентов туроператор не применял комбинацию ж/д + автобус. Туристы весь путь из России в Европу проделывали исключительно на автобусах – в этом были свои удобства. Во-первых, скорость: допустим, выезжали в 20:00 из Москвы и к полудню следующего дня были уже в Берлине. Во-вторых, не требовалось пересаживаться с одного вида транспорта на другой.
Времена меняются, но этот формат путешествий до сих пор живет. По-прежнему есть люди, готовые сесть в автобус у метро «Парк Победы» и колесить по Европе с компанией «Анкор».
Консульства и перебежчики
Хотелось бы рассказать истории многих других предпринимателей автобусного туризма. И мы это обязательно сделаем в книге, посвященной становлению индустрии путешествий в России, которую готовит к печати объединенная редакция «БАНКО».
А в продолжение этой публикации – мнения экспертов о том, какими были главные сложности при организации автобусных путешествий в лихие 90-е.
Начнем с того, что сам формат поездок по Европе с посещением нескольких стран предполагал особо сложные визовые процедуры. Ведь никакого Шенгена в прошлом веке не существовало, и для въезда в каждое государство (не считая опять же бывшего соцлагеря) требовалась отдельная национальная виза.
Правда, в самом начале 90-х был короткий период, когда западный мир охватила эйфория по поводу демократических перемен в нашей стране, Россия виделась в ореоле особой перестроечной романтики. Поэтому визы нашим соотечественникам тогда давали на ура.
История из практики Ольги Санаевой. Ее туристы находились во Франции и планировали ехать в Амстердам, но разрешение на въезд в Голландию для них турфирма по неопытности сделать забыла. Ольга собрала с клиентов паспорта и пошла в консульство Голландии в Париже. Представьте, ее принял сам консул, выслушал и сказал: «Документы при вас? Тогда давайте будем оформлять визы». «Как же? Нужны ведь анкеты с подписями туристов», – сказала Ольга. «Да, нужны. Сейчас мы с вами их прямо здесь заполним и распишемся за клиентов, – ответил консул. – Разве мы можем допустить, чтобы путешественники из России не попали в Голландию?»
Вот так приветствовал Запад наших соотечественников на заре туристического бизнеса. Но это благодушие быстро испарилось, и вскоре взаимодействие с консульствами стало отнимать очень много времени и сил. «Визовый отдел в нашей компании всегда был весьма многочисленным, поскольку надо было оформлять для клиентов разрешения на въезд практически во все европейские государства, – говорит Татьяна Козловская, основательница туроператорской компании «Интерс». – Благо Италия и некоторые другие страны делали групповые визы – сдаешь паспорта, в них ставят печати – и всё».
Однако большинство консульств создавало туристическому бизнесу стресс. «Постоянно менялись правила, курьерам турфирм приходилось выстаивать длинные очереди вместе с частными заявителями – никакой разницы между аппликантами дипмиссии поначалу не делали, – говорит Карен Гончаров, руководитель компании DSBW-Tours, которая начинала с автобусного туризма. – Но плюс заключался в том, что была возможность контактировать лично с сотрудниками консульств, находить общий язык и решать проблемные вопросы. Со временем мы достигли такого мастерства, что смогли делать самые сложные туры – например, «Четыре скандинавские столицы», где требовалось, соответственно, четыре визы, и каждая из них официально делалась примерно по пять недель. Но у нас весь процесс укладывался в месяц».
Отдельные проблемы в отношениях с консульствами создавали клиенты-перебежчики. То есть люди, которые покупали автобусные туры с целью – выехать из России и навсегда остаться в Европе.
«Иногда половина группы сбегала, – признается Елена Попова. – У нас был такой случай во Франции. Средство от этого было только одно – предлагать более дорогие туры, что мы и делали. Люди, которые планировали нелегальную эмиграцию, не считали нужным тратиться на экскурсионку и комфортное размещение, выбирали максимально дешевые варианты».
По словам Карена Гончарова, клиенты иногда с порога прямо так и заявляли: «Программа тура значения не имеет. Нам бы только за границу выехать». Естественно, в DSBW отказывали – проблем с консульствами не хотелось. Ведь когда турист отбивался от группы, туроператор де-юре должен был заявлять об этом в дипмиссию той страны, где потерялись следы перебежчика. И могли быть негативные последствия. Какие? «Предупреждение, лишение на какое-то время аккредитации, беседа с консулом…» – вспоминает Карен Гончаров.
Погони и перестрелки
Говоря об автобусном туризме, нельзя не упомянуть и о том, что в 90-х годах он привлекал к себе особое внимание разношерстных бандитов. Подробно на тему криминала в туризме читайте на – в частности, о том, что на заре индустрии ни одна коммерческая структура не могла выжить без «крыши» – либо бандитской, либо милицейской. Но автобусников это не спасало – их клиенты колесили через всю Россию и Восточную Европу с деньгами в карманах и неизбежно привлекали к себе внимание разбойников с больших дорог.
До сих пор не все готовы говорить об этом. Например, в DSBW уклончиво намекают, что слышали от коллег разные остросюжетные истории. Елена Попова вспоминает смешные эпизоды – как у кого-то по дороге украли бензопилу, предназначавшуюся для продажи в Венгрии. Как в Венгрии заезжие российские рэкетиры требовали денег, но туристы с опытом работы в спецслужбах нашли какие-то аргументы, и братки ретировались.
А другие эксперты говорят о бандитизме как о страшной проблеме 90-х годов. Туристические автобусы в пути периодически подвергались разбойным нападениям – особенно часто это происходило во время ночного переезда через Польшу. Бандиты стреляли по колесам, и тут всё зависело от мастерства водителя, от того, насколько хорошо он знает маршрут и окрестности. Если уйдет от погони – молодец. А если придется остановиться – пассажирам придется прощаться с деньгами.
В России тоже случалось разное. Например, однажды компания Ольги Санаевой организовала посадку клиентов в автобус на Казанском вокзале для отправки за границу. И они попали в поле зрения местной преступной группировки – братки стали угрожать и требовать денег. Туристы разбежались, а Ольгу бандиты приковали наручниками к креслу автобуса – в ожидании, пока ее коллеги привезут выкуп.
Другой эпизод из жизни. Детская группа на экскурсии в Париже, автобус ждет их где-то в центре города – и тут в него заходят соотечественники с бритыми затылками и характерными повадками. Главный заявляет: «Я Алексей, центровой по Парижу. Теперь вы с каждой группы должны нам 1 000 долларов». Этот инцидент получилось урегулировать при содействии французских правоохранителей, и больше бандиты в Париже клиентов не беспокоили.
Как же российские туристы отваживались ехать за границу автобусом, зная об этих рисках? Дело в том, что в 90-х годах опасность была разлита в воздухе нашей страны, говорят туроператоры, это была часть повседневной жизни людей, в которых естественным образом формировалась особая устойчивость к стрессу.
…
Прошло время, бизнес изменился. Визовые процессы формализованы, очереди на таможнях – редкость, туристы-шопники стали респектабельными предпринимателями или ушли из бизнеса. А для путешественников, желающих открывать для себя мир, самолет теперь зачастую дешевле автобуса. Но автобусный туризм продолжается. Скромное обаяние этого формата создает вокруг туроператоров постоянную клиентуру и привлекает новых адептов. И сегодня уже мало кто из них может себе представить, через что проходили их предшественники на заре коммерческого туризма.
Автор: Наталья Меньщикова