Глава 10. (начало)
— Ну, чтож, будем голосовать. Кто за то, что политика князя Юрия Московского была в принципе правильная, с небольшими перегибами в тактических действиях, которые были необходимы в период междоусобной борьбы?
Из десяти человек семь подняли руку.
— Остальные, я так понимаю, поддерживают линию Тверского князя и осуждают Московского. Что ж пусть промосковская партия обоснует свою позицию.
— В тот момент идти с открытым забралом против Орды, как делал князь Михаил, еще было нельзя, силы были неравны. Союз с Ордой был необходим для совместной борьбы против Ордена, Дании и Литвы. Надо было сохранить Москву, как единственно возможный центр объединения русских земель, накапливать силы для освобождения от ига. Орда в результате внутренних противоречий распадалась, но еще была сильна.
— Так, чем политика князя Тверского была лучше и перспективнее политики князя Московского? Пусть ответит Брусникин. Только отвлечемся от мелкопоместных предпочтений, вы, как мне известно, из Твери.
— В плане политики трудно судить, так как политическая линия Тверского князя не была реализована из-за противодействия Москвы. В моральном плане мне Михаил Ярославович гораздо больше нравится. Не потому что он был моим земляком, а потому, что он исполнял веления Бога, а Юрий нарушал их на каждом шагу. Миша, поднял голову и внимательно посмотрел в глаза преподавателю. Тот иронично улыбнулся и развел руками.
― Браво: - сказала одна из девушек, голосовавших за Михаила, и захлопала.
Но ее остановил суровый и в то же время презрительный взгляд.
― У нас здесь не семинария Брусникин, а научное учреждение, вы забыли, наверное? Приводя аргументы в пользу своей позиции, вы должны пользоваться результатом анализа социальной, военной, экономической и религиозной составляющих эпохи. Ссылаться на особенности взаимодействия действующих лиц, учитывать их политический статус, окружение и характеры. Также, мы историки имеем возможность на расстоянии оценить результаты деятельности той или иной исторической фигуры. В случае Юрия Даниловича Московского они, несомненно, положительны. Но мы не имеем право во время диспута использовать мутные метафизические понятия.
― Я просто ответил на ваш вопрос, как мог.
Наступило молчание, все кроме впечатлительной девушки, смотрят на Мишу с усмешкой. И тут он впервые на мгновение возненавидел свою группу, которую в принципе, как положено, любил. Пауза была прервана появлением симпатичной дамы, которая приоткрыла дверь и поманила доцента. Тот несколько суетливо убрал бумаги со стола в портфель.
― В следующий раз обсудим Тверское восстание. Бегство Александра Михайловича в Псков и погоня за ним, организованная хозяином Золотой Орды Узбеком, в которой участвовал московский князь Иван Калита и младший сын Михаила Ярославича Тверского — Константин. Доклад подготовит и доложит, мм. – Брусникин, — объявил и быстро ушел.
Из аудитории Миша вышел сумрачным, двигался быстрым, размашистым шагом. Навалилась какая-то до конца ему непонятная тяжесть. Очередной приступ ощущения беспросветного одиночества, он знал, что это такое. Надо было выпить. Позади семенила единственная, поддержавшая его девушка.
― Мишенька ты не переживай, ведь ты правильно сказал, в самую точку. Ведь Михаил и Юрий - это шекспировский сюжет. Борьба добра и зла.
Миша размышлял, как ее послать: жестко или не очень. Остановился на втором варианте.
― Знаешь Оль, к тебе есть маленькая просьба, обещаешь исполнить?
― Конечно, ― с энтузиазмом ответила барышня
— Не могла бы ты пойти...
И тут, будто Солнце ворвалось в коридор центрального корпуса. Перед Мишей стояла Света, смотрела ему в глаза и улыбалась с бесконечным счастьем.