Проснулась Зарина бодрая и в хорошем настроении. Предстоящий день ожидался радостным. Едва выполнив утренние процедуры, раздался телефонный звонок. «Это он!» - подумала Зарина. И это так и было.
- Я уже освободился, Зарина, и хочу подъехать за тобой. Куда бы ты хотела пойти?
- Я хочу, чтобы выбрал ты, - ответила Зарина.
- Тогда я предлагаю следующее: сейчас быстро перекусим и отправимся в Русский Музей. Согласна?
Конечно, Зарина была согласна. Русский музей она ставила на первое место среди таких великих картинных галерей, как Эрмитаж, Третьяковка и Музей Изобразительных искусств имени Пушкина. Эта любовь к Русскому музею передалась ей от бабушки Марии. Будучи подростком, Зарина часто бывала в Санкт Петербурге вместе с бабушкой и каждый раз свой визит в этот город они начинали с Русского музея.
- А знаешь, Зарина, моя бабушка Татьяна очень обрадовалась, что я тебя нашёл и сказала, что по другому и быть не могло, ведь она Бога просила об этом, - это было первое, что сказал Николай, когда Зарина вышла к нему из гостиницы. -
- У тебя бабушка верующая? – спросила Зарина.
- Да. Она христианка православная.
- А есть ли там православные Храмы?
- Они ей не нужны. Не ходит она в Храмы. Она говорит, что не нуждается в посредниках между ней и Богом в виде лукавых и сребролюбивых попов. Её Бог внутри, как когда-то утверждал Великий Лев Толстой, а жить с Господом внутри это значит жить правдиво, честно и светло. Так бабушка и живёт, так жили и её родители, так она учит и нас. Мои предки не верят священнослужителям и в доказательство приводят тот факт, что во время войны на оккупированных немцами территориях Советского Союза священники, даже митрополиты, призывали население служить верой и правдой Гитлеру. Я уделял этому вопросу внимание, и нашёл много фактов, подтверждающих это. И знаешь, Зарина, моя бабушка считает, что нынешний патриарх Всея Руси в Бога не верит, а если бы верил, то жил бы значительно скромнее. Но она также считает, что среди священнослужителей в Русской Православной церкви очень много хороших людей, достойно исполняющих свой долг.
Покупая входные билеты в Русский музей, Николай поразился тому, что они очень дешёвые.
- За ту сумму, сколько стоит один входной билет в Америке, я бы здесь смог провести целую группу, - сказал он, - и это правильно, что в России цены низкие. Подобные места должны быть доступны всем.
Главное, конечно, в Русском музее это Михайловский дворец. Он сам по себе интересен, а нарядный и торжественный главный вестибюль поражает воображение своими колоннадами , росписью, скульптурами. «Он величав и огромен!» - восторгался Николай.
- Да, - подтвердила Зарина, - здесь огромное количество залов, а планировка довольно путанная. В Русском музее трудно обойтись без экскурсовода, но я предлагаю посмотреть картины самостоятельно. Мы будем смотреть то, что сами захотим, а не то, что нам покажет экскурсовод.
Зарина предложила начать осмотр со второго этажа.
- Конечно, мы сегодня сможем посмотреть лишь небольшую часть, - сказала Зарина, - поэтому я и предлагаю посмотреть сейчас наиболее любимые мною залы. - Можно начать осмотр с первых четырёх залов. Это залы, где выставлены иконы …
- А можно начать с чего-то другого?
- Конечно, можно! – ответила Зарина, - А ты не любишь смотреть иконы?
- Не то что не люблю, но я не верю, что человек может передать лик Господа или Богоматери. Это видение святости художником, и оно не может быть истинно для всех.
- Но можно относиться к иконам как к произведению искусства.
- Я тоже так считаю. Но находясь здесь, мне бы хотелось увидеть картины великих мастеров.
- Хорошо, - согласилась Зарина, - мы начнём осмотр с самого популярного зала – четырнадцатого. Там выставлены картины Айвазовского и Брюллова. Меня просто поражает плодовитость Айвазовского. Столько написать! И какие удивительные шедевры создать! У нас в стране, пожалуй, нет ни одной областной картинной галереи, где бы не было его картин.
- Да, его море бесподобное! – согласился Николай.
В зале было многолюдно. Зарина с Николаем, как и большинство посетителей, подолгу останавливались возле каждой картины. Прошло около часа, прежде чем они вышли из четырнадцатого зала.
- О нет, если так и дальше пойдёт, то до закрытия музея мы сможем посмотреть лишь три-четыре зала, не больше. Давай так: ты скажешь, что хотел бы посмотреть, а в другие дни придём сюда с утра и сможем больше увидеть.
- У нас дома есть копия картины Поленова «Московский дворик». Я знаю, что она здесь. Мне бы хотелось увидеть, как выглядит подлинник.
- Хорошо, это в 32-м зале, - посмотрев в план музея, сказала Зарина, - Наверное, твоей бабушке нравится эта картина?
- Она нам всем нравится. Это старинная копия. В своих записях Анисия написала, что эта картина вызывала у неё тёплые чувства, напоминала ей её юность в России. Поэтому Йорген ей специально заказал копию этой картины, ещё в то время, когда они жили в Венгрии.
- Но запечатлённый на картине дворик, был типичным для Москвы, а не для Петрограда. Таких, почти деревенских двориков в Петрограде не было, для него характерны дворы-колодцы.
- Знаю я об этих унылых дворах-колодцах, но были и такие, как на картине. Например, на Васильевском острове. Их было не много, но Анисия запомнила именно такие и у неё они ассоциируются с Россией.
- Давно уже нет таких двориков и в Москве, - сказала Зарина, когда они подошли к картине, - Такая же картина есть и в Третьяковке. Странно… Никогда не обращала внимание, а сейчас вижу, что они не совсем одинаковы. На картине в Третьяковке дворик не пустой, в нём играют дети и бродят куры. Здесь же этого нет.
- А копия, которая есть у нас, писалась именно с этой картины. Там всё также. Но интересно посмотреть и ту картину, которая в Третьяковке. Ты покажешь мне её?
- Ты хочешь поехать в Москву? А тебе когда возвращаться домой? – спросила Зарина.
- Зарина! Теперь мой дом здесь! Ты же не возражаешь жить в Петрограде? А в Москву мы будем ездить.
- ??? - удивилась Зарина и спросила,
- Это можно считать, что ты сделал мне предложение?
- Это предложение я сделал сразу, как увидел тебя! Ты разве не поняла это? - Николай подхватил Зарину и закружил её вокруг себя, вызвав улыбку старушки-смотрительницы, тихонько сидевшей в углу зала.
- Как же мне нравятся эти милые старушки! Я читал, что старушки-смотрительницы в музеях это тоже достопримечательность Петрограда. А сейчас я в этом убедился. Нет таких нигде! Они здесь все, как на подбор, и хотя они молчат, но чувствуется их культура и интеллект. Это просто на лице у них написано!
- Я думаю, что все они, в своё время, работали или искусствоведами или учителями. А давай спросим?
- Нет, я не была ни искусствоведом, ни учительницей. Я балерина. Танцевала в Мариинском, - ответила смотрительница, на вопрос молодой пары, - но вы правы. Здесь работают, в основном, именно бывшие искусствоведы и учителя, ну и ещё экскурсоводы.
До закрытия оставалось совсем немного времени.
- Мы сможем успеть посетить только один зал. Что бы ты хотел посмотреть ещё? – спросила Зарина
- Я полагаюсь на тебя, Зарина.
- Тогда пойдём посмотрим полотна Константина Маковского. Мне очень нравится его картина «Семейный портрет»
Картину нашли не сразу. Иногда экспозиция перемещается, и картин Маковского на прежнем месте не оказалось. Но нашли.
- Картины Маковского можно встретить в музеях США. Некоторые я видел там, - сказал Николай.
- Да, - подтвердила Зарина, - за рубежом много картин этого художника. Маковский был очень популярен при жизни, поэтому его картины покупались и вывозились из России. А у нас их очень мало. - Великолепный «Семейный портрет»! Мне очень нравится. И такие девчушки симпатичные. Как я понял, это жена и дочери художника.
- Немножко ошибся. Это мальчик и девочка, сын и дочь художника. А я, между прочим, тоже также ошиблась, когда впервые увидела эту картину.
- Интересно, как выглядел этот мальчик, став взрослым? Наверняка, есть картины. Или ему не суждено было стать взрослым? Впереди Первая война, потом революция…, - высказал предположение Николай.
- Нет-нет! Все они прожили долгую жизнь. Жена художника умерла в 50-х годах 20-го века, прожив 105 лет, а брат и сестра немножко не дожили до 90 лет.
Время неумолимо бежало вперёд и Музей уже готовился к закрытию.
- Николай! Предлагаю в заключение взглянуть на портрет Николая II. Мне нравится, как его изобразил Репин. Да и вообще, Николай Второй выглядел великолепно, очень красивый мужчина!
- Ты права, Зарина. Он величествен, - подтвердил Николай, когда подошли они к картине, - И очень похож на Георга V. Я уже сравнивал их. Просто одно лицо! Удивительно это.
- Ну, они же были, кажется, родственниками, - неуверенно сказала Зарина.
- Верно! Они были кузенами. Но мне встречалось не однажды утверждение историков о том, что Николай II и Георг V это один человек.
- Как такое может быть? – удивилась Зарина.
- На сто процентов утверждать нельзя, но допустить такое можно. После того, как мой Великий тёзка отрёкся от престола, он стал королём Англии.
- Но, подожди же! Царская семья была полностью уничтожена! Несколько лет назад была произведена экспертиза останков, - не соглашалась Зарина с предположением Николая, - кого же тогда расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге?
- Да мало ли кого! У Царской семьи были двойники. А по поводу экспертизы останков я и в то время читал множество публикаций о том, что они недостоверны. Я задумывался над этим, но так и не пришёл к определённому выводу.
- То есть, допускаешь это, но не веришь.
- Да, на 100% не верю. Можно сказать, что 50/50.
***
Часы работы Музея приблизились к концу, и молодая пара направилась к выходу.
- Как жаль! Мы так мало успели посмотреть! - сожалела Зарина.
- Ничего, - успокоил её Николай, - у нас ещё будет время, чтобы посетить этот Музей много-много раз.
О Санкт-Петербурге можно почитать статью "Лучший город мира"