В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что школа, безусловно, влияет на наши таланты. Сегодня мы расскажем, важен ли учитель для вашего ребёнка и почему.
Гуманистический подход к высшему образованию
Тема гуманизации обучения актуальна не только для школьников, но и для студентов всех курсов. У большинства студентов эйфория от начала образовательного процесса в вузе вскоре сводится к стрессу на экзаменах и обыденности в остальные дни. К тому же полный контроль за учёбой как в школе сменяется только сессиями раз в полгода. При этом для овладения профессией в полной мере важно не только получать новые знания, но и усваивать их полностью.
В вузе одним из вариантов осуществления индивидуализации образовательного процесса может быть включение студентов совместно с преподавателями в проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, а также дальнейшая их реализация.
Под маршрутом понимается освоение как отдельных учебных дисциплин, так и всей образовательной программы в целом. По мнению видного советского и российского учёного, доктора педагогических наук В.И. Загвязинского, наиболее важным аспектом выступает связь получаемого образования с будущей специальностью учащихся.
В процессе формирования грамотной образовательной траектории главным остается вклад учителя, который будет направлять учащегося. С опытом преподавательской деятельности приходит и понимание того, как увидеть талант и заинтересованность в учащихся, как раскрыть их потенциал. Для молодых специалистов сейчас актуально наставничество как введение в профессию.
Роль наставника
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне деятельности.
У наставничества тоже есть своя предыстория. Оно было популярно в 70-80-е гг. XX века и постепенно исчезло с внедрением рыночной экономики. На данный момент ситуация тоже не утешительна. По результатам исследования «среди опрошенных не набралось и 3% желающих связать свою будущую профессию с педагогикой, преподавательской деятельностью, наставничеством».
При этом наставник играет огромную роль в учебном процессе. В вузах осуществляется прямое наставничество – контакт преподавателя и студента, выдача советов и рекомендаций. В.В. Никитина считает, что наставничество - воспитательный процесс, «процесс формирования человека интеллектуального, духовного и физически развитого, его подготовки к активной жизни, в том числе трудовой». В дальнейшей рабочей практике молодого специалиста наставник завершает процесс его профориентации, помогает ему вырасти личностно.
Возможно, именно из-за таких положительных результатов всё больше людей заимствует модель непрерывного образования. Современные технологии дают возможность освоить сразу несколько новых востребованных профессий или углубить знания в каком-то интересном для вас ремесле. В любом случае актуальным останется индивидуальный подход и грамотная работа преподавателя!