Найти тему
Дмитрий Нестеренко

Оплата работы на ГИА (ОГЭ,ЕГЭ): подсказки юриста

Источник фото - https://iz.ru/777385/2018-08-13/v-sud-podan-pervyi-isk-na-rezultaty-ege
Источник фото - https://iz.ru/777385/2018-08-13/v-sud-podan-pervyi-isk-na-rezultaty-ege

Проблема оплаты работы учителей на ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) удивительным образом до сих пор имеет системный характер.

Очевидно, что любая работа должна быть оплачена.

Очевидно, что у государства деньги есть.

И неочевидно, почему со всей страны учителя сигнализируют о недоплате или вообще неуплате работы на ГИА.

А это, между прочим, не просто так пару часов посидеть: обучение, подготовка, проверка и много чего ещё.

И за всё это наше богатое государство платит унизительные копейки, да и то не всем.

Я отвечу на два вопроса: как должно быть и почему существует проблема с оплатой труда учителей на ГИА.

Как должно быть

Рассмотрим ситуацию на примере Москвы, где приняты все необходимые нормативные акты.

1. Изучаем Постановление Правительства Москвы от 04.05.2011 N 184-ПП "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы» и видим унизительно низкие ставки за работу.

В пункте 5 видим:

Департамент образования города Москвы ежегодно определяет организации, уполномоченные заключать договоры на выполнение работ (оказание услуг) с педагогическими работниками, участвующими в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации, и производить выплаты таким педагогическим работникам на основании актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), содержащих сведения о фактически отработанном времени и об объеме трудозатрат.

Исходя из толкования нормы получается, что с учителем должен быть заключен гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг.

Запомним это.

В следующем же пункте 6 установлено требование об учёте рабочего времени, что для тех, кто понимает различия трудового и гражданско-правового договора, становится понятно: юристы Правительства Москвы либо не знают таких различий, либо умышленно смешивают понятия из разных отраслей права, либо не знают правовых отличий трудового и гражданско-правового договора.

Возвращаясь к пункту 5, отметим, что на Департамент образования Москвы возложена обязанность определять уполномоченные организации для заключения договоров.

На март 2019 года действует Приказ Департамента образования Москвы от 18.06.2018 № 190 «О выплате компенсации педагогическим работникам и лицам, осуществляющим обработку экзаменационных работ, участвующим в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».

Внимательно проанализируем пункт 19 Приказа и подпункты к нему.

Пункт 19.1:

На период привлечения педагогического работника к подготовке и проведению ГИА освободить его от основной работы и сохранить за ним место работы (должность) и средний заработок.

Пункт 19.2:

Произвести выплаты педагогическим работникам на основании ведомостей учета рабочего времени, содержащих сведения о фактически отработанном времени.

То есть, в приказе, по сути, ничего не сказано о порядке заключения гражданско-правового договора, а все положения сводятся к заключению соглашений к трудовому договору.

С точки зрения юридической техники это, конечно, смешно и грустно одновременно, но хорошо, что хотя бы такой документ есть, - в большинстве регионов исполнительная власть не удосужилась принять аналогичные документы.

С моей точки зрения, это либо феерическая безграмотность, либо феерическая наглость со стороны Департамента образования и Правительства Москвы. И, в целом, не имеет значения, в чём причина вот такого «административного» правотворчества, потому что учителям администрация школы ничего не объясняет, а просто ставит перед фактом либо молчит.

Что могу порекомендовать как юрист.

  • • Работать или не работать на ГИА - ваше право. Процитирую частично статью 37 Конституции РФ:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  • • Просите заключить с вами дополнительное соглашение к трудовому договору - вам это выгоднее, потому что увеличится средний заработок, незначительно, но всё же. Плюс к этому вас защищает трудовое законодательство.
  • • В соглашении просите указать срок выплаты, чтобы не дать администрации затягивать выплаты.

Почему так происходит

Кто смолчал, тот поработал бесплатно.

Я понять не могу, почему люди боятся требовать того, что положено?

Вы же не просите что-то, что не заслуживаете, правда?

Если не хочется работать на ГИА - не работайте, никто вам ничего не сделает.

Отношения с администрацией ухудшатся?

А сейчас они у вас хорошие?

Человек, умеющий говорить «нет» в нужный момент имеет гораздо больший авторитет, нежели тот, кто всегда безропотно делает, что говорят.

Вы - учителя - представители одной из самых ответственных и уважаемых профессий во все времена.

Вы - примеры для подражания не только для детей, но и родителей.

От вас зависит, с чем ученик выйдет в мир, а не от школьной администрации и уж тем более от чиновников.

Желаю всем достойной оплаты за труд на экзаменах!

P.S. Если есть вопросы - задавайте в комментариях, попробуем разобраться.

***

Если понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь!

Я в соцсетях:

Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, InstagramTwitter, ЯндексДзен.

Ссылка на книгу "10 способов заставить государство действовать в своих интересах" - инструкция по самостоятельной работе с органами власти для каждого и книгу "Налог на самозанятых: просто о несложном".

Пишу на английском языке на портале Medium.

Также веду дела малого бизнеса и граждан юридическим вопросам, связанным с запуском бизнес-проектов и защитой от неправомерных решений государственных органов.

Спасибо, что дочитали!