8 подписчиков

5 приемов в кино, которые вы видели или слышали, но не знали, как они называются

1,5K прочитали

Наверняка вещи, о которых я буду упоминать ниже, вы замечали в полнометражных кинолентах, мультфильмах или даже в каких-нибудь качественно сделанных видеороликах в интернете, но не знали, как их назвать и зачем вообще создатель произведения ими воспользовался, что этим хотел нам, простым зрителям, показать. Ниже я приведу небольшой список таких режиссёрских приемов с примерами использования. Приятного прочтения!

1. Голландский угол (он же - немецкий)

Этот способ передачи замысла режиссера киноленты, непосредственно в головы юных и не очень зрителей, заключается в неком "завале" камеры набок, относительно стандартного расположения. Градус крена может меняться в зависимости от того, какую эмоциональную окраску хочет передать создатель картины. Данным приемом режиссёры фильмов могут показывать тревогу, волнение на экране или предстоящую опасную ситуацию, которая вот-вот может произойти на глазах у зрителя. Также постановщик картины может прибегнуть не только к завалу камеры, но и размещению её на уровень ниже или выше обычного, искажая тем самым пространство. Например, это может применяться в диалогах, чтобы "возвысить" одну из сторон, а другую - "подавить", показав внутреннюю уверенность персонажа, находящегося выше.

"Рок-н-рольщик", 2008 год, реж. Гай Ричи
"Рок-н-рольщик", 2008 год, реж. Гай Ричи

В "Рок-н-рольщике" на данном кадре режиссёр Гай Ричи стремится передать некую тревогу в диалоге между героями, но в тоже время не ставит камеру в нестандартное положение, показывая равенство между героями.

"Делай, как надо", 1989 год, реж. Спайк Ли. Эти ребята настроены агрессивно, это показано не только их дерзкими высказываниями, но и голландским углом
"Делай, как надо", 1989 год, реж. Спайк Ли. Эти ребята настроены агрессивно, это показано не только их дерзкими высказываниями, но и голландским углом
Этим же показывается и внутренне расположение этого паренька, которое в этот момент немного подавлено, нежели у тех ребят на кадре выше
Этим же показывается и внутренне расположение этого паренька, которое в этот момент немного подавлено, нежели у тех ребят на кадре выше

На этих двух кадрах хороший пример именно искажения пространства, задачей которого является передать внутренний настрой персонажей.

2. Аудиовизуальный контрапункт

Мы привыкли к тому, что в фильме драматические сцены сопровождаются соответствующей музыкой, например, когда героя киноленты гложет внутренняя боль, слезы льются из его глаз, а на фоне играет трагичная музыка. Или на экране погоня - звучит оживленная композиция, которая при прослушивании сама наталкивает совершать какие-то активные (главное, чтобы не противозаконные) действия. Со временем, вставлять такое музыкальное сопровождение стало обычным делом, которым никого не удивишь. Конечно, никто не спорит, что это плохо, но такие вставки реже запоминаются. Для того, чтобы сцена осталась в голове надолго и произвела впечатление на зрителя, режиссёры фильмов прибегают к такому приему, который называется аудиовизуальный контрапункт. Его принцип заключается в маленькой революции правил "грусть - печальная музыка", "погоня- оживотворенная композиция", превращая их в обратные. Например, при изображении перестрелки, начинает играть спокойная, умиротворенная мелодия, а при, с одной стороны, трагических моментов - веселая и бодрая. Это может использоваться для того, чтобы донести отношения персонажа к ситуации, происходящей на экране.

"Бэтмен", 1989 год, реж. Тим Бертон

Веселая и бодрая композиция показывает легкость, с которой Джокер убивает паренька за предательство и внутреннее состояние героя во время этого акта.

Ниже пример из фильма "Револьвер", 2005 года, режиссёра Гая Ричи

Здесь конкретный случай перестрелки при спокойном музыкальном сопровождении сонаты № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 Людвига Вана Бетховена, она же "Лунная". Воздействие на зрителя здесь создает контраст, который основывается на противопоставлении (умиротворенная музыка - оживленная перестрелка).

Также хотелось бы отметить музыкальный анахромизм, как вид аудиовизуального контрапункта, когда в фильме, например, действие в котором происходит в 17 веке, используют известную композицию из 21 века. Отрывка из киноленты, которую мог бы вставить, я не нашел, но подобный прием используется в картине "Мария-Антуанетта", 2006 года.

3. Фрейминг

"Frame" с английского языка переводится как "рамка", что и показывает основной принцип данного приема. Им режиссёры пользуются для того, чтобы выделить персонажа, на которого нужно обратить внимание, ограничивая его некими границами. Рамками могут являться как и естественные границы, так и конструкции, поставленные специально перед объектом. В качестве "обрамления" объекта, который режиссер картины хочет выделить, могут быть двери, какие-то проемы, окна и так далее, главное, чтобы при помощи их можно было как-то выделить и задать необходимый контур.

Ярким примером использования данного приема является фильм режиссёра Стенли Кубрика "Сияние", который всем давно известен по множеству отсылок к данной сцене.

"Сияние", 1980 год, реж. Стенли Кубрик
"Сияние", 1980 год, реж. Стенли Кубрик

Хочется заметить, что Кубрику удалось сосредоточить внимание на опасности и угрозе, которой пылает персонаж Джека Николсона, без каких-либо других режиссерских приемов, кроме описанного выше.

4. Высокий и низкий ключ

Постановка правильного света в фильме всегда являлось одной из самых важных вещей, ведь при помощи него не просто происходит освещение сцены для того, чтобы зритель мог рассмотреть происходящее на экране, но и для выделения важных составляющих, передачи эмоционального состояния персонажа или наоборот отбрасывания второстепенных, обращая взор на ключевые детали. Также свет может задавать общую атмосферу, напряженности или наоборот умиротворенного спокойствия.

Высокий ключ

К этому виду освещения относятся съемки в светлых, естественных тонах, характеризующимся созданием однородной гаммой цветов, не пестрящих яркими оттенками. Например, это может быть комната при дневном свете, обставленная однотонной мебельной гарнитурой.

К хорошему примеру использования высокого ключа можно отнести сцены встречи Моргана Фримана и Джима Керри в фильме "Брюс Всемогущий". Белое помещение, светлая одежда на персонажах и сияние света - всё это создает именно ту "божественную" обстановку, которую и хотел показать режиссёр.

Низкий ключ

Само название не означает, что он хуже, чем высокий ключ, нет, это просто другой прием передачи замысла, который задумал создатель киноленты. Принцип представляет из себя выделение важных объектов и фокусировку на ключевых деталях, оттеняя фон и менее значимые объекты, чтобы сфокусировать внимание зрителя именно на том, что задумал режиссер картины. Показать это можно, к примеру, взяв первоначально плохо освещенную комнату и направить свет на предмет, который нужно сделать акцент.

Примером послужит кинолента "Другие", 2001 года, где практически весь фильм задается в низком ключе, показывая тревогу и волнение героев.

5. Мизанабизм

Этот прием где только не используется - живопись, литература, театр, музыка и кино, соответственно. Если простым языком, мазанабизм - фильм в фильме, то есть воспроизведение одного рассказа внутри этого же объекта. Видами этого приема являются использование зеркал, чтобы показать некую неопределенность, экран в экране, для передачи фильма, который может быть непосредственно связан с основным и сюжетом и больше его раскрывать, фильм о фильме, когда сюжет кинокартины выстраивается вокруг съемок какого-то кинофильма. Это может быть как основным сюжетом, так и эпизодом, вставленным в киноленту.

"Начало" Кристофера Нолана послужит отличным примером использования мизанабизма, на котором построен весь фильм, где герои погружаются в различные фазы сна, при этом прибывая уже во сне.

Надеюсь, что вам из статьи получилось извлечь что-то новое и неизведанное, теперь при просмотре фильмов можете делать небольшой анализ, приблизительно понимая зачем именно здесь использовал какой-то из приемов режиссёр и что хотел этим донести. Любите кино, друзья!

Источники: kinopoisk.ru, tvkinoradio.ru