Записки инспектора ДПС. Часть 5

   Глава 5 Инструктаж проводил Леонидыч. Был он, кстати сказать, жутким перестраховщиком. Было это его качество не очень заметно, пока он не оставался за начальника в отсутствие подполковника Р-ко.

Глава 5

Инструктаж проводил Леонидыч. Был он, кстати сказать, жутким перестраховщиком. Было это его качество не очень заметно, пока он не оставался за начальника в отсутствие подполковника Р-ко. Он руководил работой отдела по принципу «Кабы чего не вышло». Поэтому некоторые его распоряжения вызывали у старшего лейтенанта А. (да и наверняка не только у него) вполне обоснованное недоумение или даже раздражение. Впрочем, за начальника Леонидыч оставался нечасто, как правило, только на время отпуска подполковника Р-ко.

Не торопясь сделав записи в служебных книжках, и проведя короткий и привычно нудный инструктаж, Леонидыч напоследок добавил капитану Мокрову, кивнув головой в сторону старшего лейтенанта А.:

- Валера, если вдруг проверка какая подъедет, снимешь с него жилетку и пусть прогуливается неподалеку пока проверяющий не уедет.

Внимательный читатель помнит, что старший лейтенант А., будучи стажёром, работал в гражданской одежде, надев поверх лишь желтый, светоотражающий жилет с буквами ДПС на спине, поэтому его превращение в гражданского человека было делом нескольких секунд. Холера Николаевич деловито кивнул и экипаж, попутно забрав всё барахло из кабинета инспекторов ДПС, пошёл грузиться в патрульный автомобиль.

В ночь задачи экипажа ДПС были совсем другие. На профессиональном сленге это звучало так: Н/С, Б/Д, РОВД.

Н/С это «нетрезвое состояние» тут более-менее всё понятно. Статья 12.8 ч.1 КоАП РФ. Небольшое различие было только между алкогольным и наркотическим опьянением. Протоколы на «алкашей» шли в «работу» сразу и попадали в суточную сводку. «Наркоманы» же на освидетельствовании мочились в пробирку и содержимое отправлялось на анализ в специальную лабораторию. Протокол по ст.12.8 ч.1 на них также составлялся. Процедура исследования материала на предмет содержания в нём наркотических веществ (точнее сказать продуктов их распада) занимала около двух недель. И, если подозрения подтверждались, протокол также шёл в работу, если нет – отменялся.

Б/Д это «без документов», это все те нарушения ПДД, подразумевающие под собой помещение автомобиля на штрафстоянку (управление авто лицами, не имеющими права управления, не имеющими доверенности на право управления или просто забывшими документы дома). У обывателей сложился чёткий стереотип, что инспектор ДПС обязан дать забывшему дома документы водителю три часа времени для их предоставления. На самом деле это все лишь стереотип – ни административный кодекс, ни правила дорожного движения не возлагали такой обязанности на инспектора. Однако всё решалось в зависимости от каждого конкретного случая. Могли и подождать если недолго. И вовсе это не было вызвано человеколюбием. Чаще всего водителю шли навстречу тогда, когда инспектор понимал, что документы реально привезут очень быстро и он не успеет за это время составить протокол и поместить автомобиль на шрафстоянку («Штрафняк» на сленге).

РОВД это доставления граждан в дежурную часть по подозрению в совершении преступлений. Инспекторы ДПС, в первую очередь, были сотрудниками милиции и точно также, как и экипажи ППС и вневедомственной охраны, принимали участие в раскрытии преступлений по горячим следам. Происходило это так: дежурный по рации оповещал все подчинённые экипажи о совершённом преступлении, месте, где это произошло и приметы преступников. Приметы, как правило, всегда были одни и те же: тёмные спортивные штаны, тёмная спортивная куртка, чёрная вязаная шапочка. Ближайшие к месту совершения преступления экипажи обязаны были пропатрулировать ближайшие улицы на предмет обнаружения негодяев. Кто-нибудь из них брал на борт потерпевшего (-ую) и тот помогал сотрудникам милиции опознать в припозднившихся пешеходах тех, кто собственно и посягнул на его здоровье и/или личное имущество. Строго говоря, опознание это следственная процедура и должна проводиться именно так, как показывают в многочисленных фильмах и сериалах про «ментов»: несколько похожих друг на друга человек, среди которых находится подозреваемый, и потерпевший за зеркальным стеклом, который в присутствии следователя и понятых уверенно опознаёт (или не опознаёт) ограбившего его жулика. Но работающим по преступлению экипажам было несколько все равно на то, как это должно происходить. Их задача была поймать. Поэтому присутствие в «патрульке» потерпевшего не афишировали. И если вдруг жулики были всё-таки опознаны, то их задерживали и везли в РОВД на другой машине. Почему вдруг? Да потому что по горячим следам практически никого никогда не ловили, все исключения, которые знал старший лейтенант А. за всё время работы в милиции, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Вся работа по преступлению сводилась к бесцельному катанию по прилегающим улицам. Задача была задержать кого-нибудь более-менее похожего (или совсем непохожего) и доставить в РОВД. Там задержанный после процедуры негласного опознания отправлялся восвояси, а в суточной сводке, в графе «доставления» напротив номера экипажа появлялась галочка. Вкратце так – никого не доставил, значит, по преступлению не работал.

Впрочем, не факт, что что-нибудь из вышеперечисленного могло «стрельнуть» именно в эту ночь, а возвращаться под утро в РОВД с пустыми руками, было не принято, потому в самом начале смены, пока светло, гаишники старались написать с десяток ПКашек за «мелкие» нарушения.

Собственно с этого начали и в этот раз. Встали в «засаде» под знак, ограничивающий скорость 40 км/час. С этим, кстати сказать, связан еще один довольно-таки распространенный обывательский стереотип. Многие считают, что патрульный автомобиль не должен быть спрятан во время работы. Регламент гласит, что «патрулька» должна быть видна водителю, только когда его ОСТАНОВИЛИ, а не тогда, когда он ещё движется.

Как бы там ни было, старший лейтенант А. взял радар (марка «Сокол», кто помнит, сейчас такие не используют) и вышел на обочину. Работа шла споро, превышал скорость практически каждый второй. Кстати сказать, участок был реально аварийно-опасный. Дорога под большим уклоном шла вниз и, примерно на середине, резко изгибалась влево. С завидной регулярностью, некоторые любители полихачить, на этом повороте, весело кувыркаясь, улетали в кювет. С самыми различными последствиями, вплоть до самых печальных.

Старший лейтенант А. останавливал нарушителей, демонстрировал им показания прибора, забирал водительское удостоверение, свидетельство о регистрации и передавал документы в «патрульку». Оба капитана, попутно что-то обсуждая, не спеша заполняли материалы. Очередной автомобиль показался из-за поворота. Щёлк – «68» на табло радара, прибор коротко запищал. Старший лейтенант А. взмахнул жезлом, но автомобиль и не думал останавливаться, слегка увеличив скорость, он пронёсся мимо стажёра. Переведя слегка растерянный взгляд на патрульный автомобиль, старший лейтенант А. увидел отчаянно жестикулирующего ему Мокрова. Быстро сообразив, что означают эти жесты, будущий гроза всех нарушителей района бегом бросился к «патрульке» и, практически уже на ходу, запрыгнул на заднее сиденье. С пронзительным воем сирены и включённой «люстрой» «Гром-32» начал преследование. Однако погоня продлилась недолго. Заметив, что за ним гонятся, автомобиль нарушителя включил поворотник и остановился на обочине. С удивительной для его возраста и комплекции быстротой Лёха Ромашкин выскочил с пассажирского сиденья, подбежал к остановившемуся авто, открыл водительскую дверь и пару раз ударил под дых водителя. В принципе, закон «О милиции» разрешает в таких случаях применение физической силы, пусть и несколько расплывчато. Ведь кто находится за рулём и вооружён ли он, можно только предполагать. Поэтому лучше сначала обезвредить, а потом уже разбираться. Но дело даже не в этом. При преследовании в организм резко вбрасывается огромная доза адреналина и его нужно куда-то выплеснуть. Поэтому, дорогой читатель, если ты когда-нибудь решишься убегать от гаишников и тебя поймают – люлей ты получишь гарантированно! В данном случае разобрались довольно быстро – у мужичка был просрочен техосмотр и он, тупо надеясь на удачу, решил сделать вид, что не заметил требования об остановке. Мужичку выписали штраф, сняли с его автомобиля гос.номера, выписали протокол о запрещении эксплуатации (в то время это была именно такая процедура) и объяснили, что ему делать дальше и как эти номера потом забрать. Напоследок немного нагнали жути: сказали, что ему дико повезло, что не начали стрелять и что в следующий раз обязательно так и сделаем и кто его знает куда попадёт шальная пуля.

- Не тупи в следующий раз – напутствовал старшего лейтенанта А. капитан Мокров – видишь, что автомобиль не остановился, бросай всё и бегом в «патрульку».

Начинались сумерки, до полной темноты оставалось ещё часа полтора, необходимый минимум материалов был написан, поэтому Холерой Николаевичем было принято решение сделать небольшой перерыв и выпить по стаканчику кофе с хот-догом. Подъехали к ближайшему кофейному киоску, взяли то что нужно и расположились на багажнике патрульного автомобиля. Платил за всё Мокров. Посчитав, что момент подходящий, старший лейтенант А. решил расспросить капитанов по поводу взяток. Нисколько не удивившись вопросу, степенно прихлебывая кофе, капитан Мокров начал неторопливо объяснять.

- Вообще раньше, в советское время, водители могли заплатить штраф на месте совершенно официально, взамен им выдавалась квитанция об уплате штрафа. Только кому эта квитанция была нужна? – Валера усмехнулся – Сейчас оплата только через кассу, только геморрой это. Отстоять очередь, заплатить комиссию банку, да ещё и неизвестно когда твой штраф удалят из базы. Могут и забыть, а выяснится это только в аэропорту, когда из-за этого штрафа человека за границу не выпустят. – Валера снова усмехнулся – А так, отдал на месте и забыл. И ему хорошо и нам неплохо. Нарушитель наказан? Наказан. А у государства не убудет. Вот платили бы мне.. – Валера призадумался и назвал цифру примерно в два раза большую, чем его нынешная зарплата – я бы вообще не брал.

- А со стажёрами не делятся, потому что те ничем не рискуют – добавил Лёха Ромашкин - если с деньгами (гаишники в обиходе вообще избегают слова «взятка», заменяя его более нейтральным – «деньги») поймают одного, то привлекут весь экипаж, но только аттестованных. Отмазки, что «это напарник брал, а я не знал» в СБ (служба собственной безопасности МВД РФ) не проканают. Ну а покормить стажёра и купить ему сигарет - дело святое. – Лёха улыбнулся.

- Ладно, поехали – взглянув на часы и допивая кофе, сказал Мокров – нам ещё «синяка» где-то поймать надо.