14 подписчиков

Влиятельный сенатор предложил налог на пересечение границы для развития туризма. Почему это не сработает?

В чем суть. Кратко.

В Совет Федерации от ассоциации бизнесменов поступило предложение о введении нового налога. Суть налога сводится к тому, чтобы с каждого пересекающего российскую границу взимался платеж в пользу бюджета. Предполагается, что деньги будут взиматься и с иностранцев, и с россиян. Вырученные средства должны быть потрачены на развитие внутрироссийского туризма.

Внес инициативу небезызвестный Умар Джабраилов, который формально находится в статусе лидера Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «АВАНТИ».
Сложно сказать, что такое бизнес-патриотизм. Поэтому кратко расскажу, чем известен Умар Джабраилов. Этот человек считается одним из ближайших соратников Рамзана Кадырова, в настоящее время является сенатором от Чечни.
Начал заниматься бизнесом в начале 90-х. В 2000 году участвовал в выборах президента России, заняв 11 место. Владеет рядом компаний в разных сферах бизнеса. Занимал высокие посты в органах госвласти. Был советником помощника президента России Сергея Приходько.
В 2017 году был задержан полицией за стрельбу в гостинице в центре Москвы. Полицейским при задержании заявил "Без боя не сдамся".
В суде признал свою вину. Вынесено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей. Исключен из "Единой России"

В целом идея не нова. Что-то подобное уже реализовано, например, в Японии и некоторых странах Европы и даже в некоторых регионах России. Но ключевое словосочетание здесь - «что-то подобное». Поэтому инициатива Джабраилова вызвала резкую критику. Давайте разберемся поподробнее.

   В чем суть. Кратко.  В Совет Федерации от ассоциации бизнесменов поступило предложение о введении нового налога.

Где реализовано?

Желание правительства брать плату с пересекающих границу не новость. По такому пути пошли японские власти. В Японии введен специальный сбор для пересекающих границу. Отличие от инициативы российских общественников в том, что японцы берут плату только с иностранцев. Этот сбор включен сразу в цену авиабилета для простоты администрирования. В пересчете на рубли туристу придется отдать примерно 600 рублей японскому правительству. А самое главное, что целью нового сбора является финансирование Олимпиады 2020 года. Предполагается, что все вырученные деньги будут потрачены на возведение спортивной и прочей инфраструктуры для международного турнира.

Другой пример – это некоторые европейские государства, которые взимают плату с туристов при въезде в туристические регионы страны. Но опять же, отличие от предложения Джабраилова кроется в том, что турист за эти деньги получает доступ к уже существующей инфраструктуре региона.

Впрочем, в качестве эксперимента власти внедрили нечто похожее и в некоторых российских туристических регионах. Например, курортный сбор взимают в ставропольском крае, алтайском крае и краснодарском крае. Ведутся консультации о расширении действия эксперимента на территорию Санкт-Петербурга. Важно понимать, что это лишь эксперимент, чтобы понять действие механизма и его эффективность в российских реалиях. И в течение четырех лет расширение на другие регионы не планируется.

   В чем суть. Кратко.  В Совет Федерации от ассоциации бизнесменов поступило предложение о введении нового налога.-2

Почему инициативу критикуют? Раз-два-три-четыре.

С резкой критикой проекта выступили представители туристической отрасли и даже сам Ростуризм. Можно выделить четыре направления критики инициативы. Пойдем от морально-этических к материально-денежным направлениям критики:

Первое. В предлагаемой инициативе просматривается нарушение прав граждан России. И не просто прав, а прав закрепленных в самой Конституции. С такой позицией в частоности выступил Ростуризм. Оказывается, россияне обладают неотъемлемым правом самостоятельно выбирать направления поездок, опираясь на свои возможности и желания. А свобода передвижения – это вообще конституционно гарантированное право, за которое нельзя взимать плату. Похвально, всегда бы официальные органы проявляли такую прыть в соблюдении Конституции. Но продолжим.

Второе. Поездки зарубеж для россиян в условиях падающих реальных доходов становятся признаком высокого благосостояния. И если регулятор в лице государства начнет взимать плату за пересечение границы, то это фактически превратится в «налог на богатых». Завуалированная и необъявленная попытка пополнить бюджет за счет состоятельных россиян.

Третье. В условиях хитроспелетений российского налогового и бюджетного законодательства существуют опасения того, что новый сбор попросту не дойдет до развития туристической инфраструктуры. Нецелевое использование средств сделает бессмысленной саму задумку введения сбора.

И четвертое. Если так прикинуть, то в бюджет дополнительно должно будет поступать в результате реализации инициативы около 3 миллиардов рублей каждый год. В целом это не маленькие деньги. Но беда в том, что проблемы развития внутреннего туризма эти деньги решить не смогут. Придется размазывать эти три миллиарда очень тонким слоем на десятки потенциальных туристических направлений огромной России. А в итоге получится так, что деньги с пересекающих границу взяли. И даже перераспределили на развитие внутреннего туризма. Но какого-нибудь даже едва заметного эффекта это не принесет.

Проблема внутреннего туризма не в деньгах. Проблема в менеджменте.

Как я уже сказал выше, потенциальные поступления в бюджет от реализации инициативы будут незначительны в рамках всей страны. Но даже это не самое главное. Часть существенных проблем внутрироссийского туризма решается совсем не деньгами.

Например, внутренний туризм начал развиваться в последние годы. Сам по себе. Верите? А зря. Катализатором для этого послужило падение рубля. В результате иностранные поездки для россиян стали заметно дороже, и внимание естественным образом переключилось на внутренние направления.

Только за лето 2017 года поток туристов в регионы вырос на 15 процентов. И такая динамика сохраняется уже несколько лет. Особым интересом пользуются направления в традиционные курортные регионы: Сочи, Краснодар, Анапа. Но также россияне проявляют интерес и к путешествиям на Дальний Восток, Алтай и Байкал.

Рост спроса привел к тому, что операторы оперативно пересторили свою работу. В продаже появились пакетные туры в разные регионы страны от Дальнего Востока до Крыма. Пакетные предложения существенно упрощают и даже удешевляют путешествия по стране. И это лишь один пример самоорганизации отрасли под влиянием изменившихся макроэкономических условий без серьезных вложений и вмешательства чиновников.

Другая серьезная преграда на пути внутреннего туризма – отсутствие прямых рейсов. Столица до сих пор остается крупнейшим транспортным узлом страны. Поэтому путешественники вынуждены летать через Москву. Во-первых, это существенно удорожает перелеты. А во-вторых, серьезно удлиняет время полета. И получается, что слетать в Турцию для среднего россиянина быстрее и дешевле, чем на Алтай или Байкал. Можно ли решить эту проблему без миллиардных инвестиций? Сложно, но вполне реально. И здесь как раз не обойтись без координирующей и направляющей роли государства.

И, пожалуй, самая серьезная проблема, которую невозможно решить без финансовых вложений, это неразвитость местной инфраструктуры.

   В чем суть. Кратко.  В Совет Федерации от ассоциации бизнесменов поступило предложение о введении нового налога.-3

Вместо вывода.

У инициативы по введению дополнительного сбора за пересечение границы нет перспектив. Внутренний туризм от такого решения не выиграет практически ничего. А вот моральный (и, следовательно, рейтинговый) урон действующей власти будет нанесен. Если сбор и будет введен, то он превратится не в механизм развития внутреннего туризма, а просто в плату за проезд по территории субъекта.