Не секрет, что некоторые художники стали прототипами для образов главных героев романов. Но не всегда это сходило авторам романов с рук.
Французский писатель, публицист и общественный деятель Эмиль Золя (1840-1902) - представитель реализма в литературе - дружил с художниками Эдуардом Мане, Альфредом Сислеем, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро, а особенно сошёлся с постимпрессионистом Полем Сезанном (1839-1906).
Писатель и художник в течение многих лет поддерживали дружеские отношения, помогали друг другу деньгами, переписывались. Но в 1886 году вышел роман "Творчество", в котором были описаны многие подробности жизни французских художников. Главный герой - художник Клод Лантье - творит свои произведения, но потом терпит неудачу за неудачей, и в конце концов совершает суицид в собственной мастерской. Талантливое перо Эмиля Золя в этом случае послужило во вред их отношениям с Сезанном: в герое романа художник узнал себя, поэтому он написал Эмилю Золя последнее письмо, и больше с ним не виделся.
О романе "Творчество" неодобрительно отозвались и многие другие лица, ведь все художники воочию увидели, что Золя ничего не понимает в живописи, и, в частности, в искусстве импрессионистов.
Кстати говоря, всё это произошло в то время, когда импрессионисты уже добились успехов и начали завоёвывать признание публики, делая выставку за выставкой. "Депрессивная " книга Золя была тут совсем не к месту. Клод Моне сразу же написал Золя:
“Я очень долго сражался, и боюсь, что в момент успеха критики могут использовать вашу книгу, чтобы нанести нам решительный удар”.
Правда, мало кто мог догадаться, кого Эмиль Золя вывел под именем главного героя Клода Лантье, в то время как другие персонажи романа узнавались легко. Но Сезанн сразу же увидел в книге многие подробности их общей молодости в Эксе, а главного героя Золя наделил даже жестами и цитатами Сезанна!
Эмиль Золя (из письма Анри Сеару):
“Я очень счастлив, а главное, очень доволен концом”.
Поль Сезанн (из беседы с Амбруазом Волларом):
"Нельзя требовать от несведущего человека, чтобы он говорил разумные вещи об искусстве живописи. Но, чёрт побери, как смел он говорить, что художник кончен, раз он написал плохую картину! Если картина не удалась, её швыряют в огонь и начинают новую!”
И здесь я соглашусь с Сезанном. Ни один художник не опускает руки, когда его постигает неудача. Примеров тому в истории живописи немало.
Второй роман, о котором я хочу рассказать - это "Луна и грош" (1919 год) английского писателя Сомерсета Моэма (1874-1965).
Начало 20-века. Заурядный биржевой маклер Чарлз Стрикленд живёт обычной жизнью: у него жена, дети, общение в определённых кругах в соответствии с его статусом. Вокруг его жены собираются люди искусства.
Внезапно всё меняется - скромный биржевой маклер бросает всё и уезжает в Париж. Сперва думали, что виной тому - женщина, какая-нибудь певичка. Но нет - позже выясняется, что маклер почувствовал неодолимое желание стать художником. Никакие увещевания не помогают. Миссис Стрикленд оскорблена: связь с певичкой она бы ещё поняла, но здесь речь идёт "всего лишь" о живописи, чего она принять не может.
Стрикленда не страшит нищета, он подчас голодает, ему чужды нормальные человеческие чувства, поэтому он разрушает семью своего друга, голландца Дирка Стрева. Но живопись его всё больше пользуется спросом в определённых кругах.
Последние годы художник проводит на Таити. Там он женится на туземке, с которой потом несколько лет живёт в условиях дикой природы.
Умирая от проказы, уже почти слепой, он расписывает стены своего дома. Росписи эти величественны и прекрасны, но художник приказывает жене после его смерти сжечь их, чтобы их никто не увидел. Жена не смеет его ослушаться.
Кто же послужил прототипом главного героя романа?
Мы все хорошо знаем лишь одного художника, уехавшего творить на Таити. Это - Поль Гоген (1848-1903).
Вот его реальная история.
Родившийся в Париже, художник Поль Гоген был сначала импрессионистом, а потом постимпрессионистом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. Отец его был журналистом, а мать происходила из семьи богатых креолов (Перу). Первые детские годы будущий художник провёл в Перу, где его душа напиталась экзотикой туземной природы.
В юности Поль несколько лет ходил по морям в качестве ученика лоцмана. Вернувшись в Париж, он, при посредстве влиятельных знакомых, получил должность биржевого брокера. После женитьбы и рождения детей его положение в обществе укреплялось. Он коллекционировал картины. Понемногу и сам "втянулся" в живопись.
С 1878 года Гоген дружил с Камилем Писсарро, и испытал на своём творчестве его влияние.
В 1884 году Гоген с семьёй переехал в Копенгаген, где продолжал работать биржевым брокером.
В 1885 году Гоген вернулся в Париж, уже без семьи, а в 1887 году он уехал на Мартинику, остров в Атлантическом океане. В 1887-1888 годах в поисках новых впечатлений он посетил Панаму.
Считая цивилизацию "болезнью", Гоген "убегает" от неё. В 1891 году он едет на Таити. Потом, после возвращения во Францию в 1893-1895 годах, он уже навсегда покидает её - сперва едет на Таити, а с 1901 года - на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где женится на туземке, и много работает: пишет картины, рассказы, работает журналистом. В его полотнах сплетены правда и вымысел, скромная жизнь туземцев и их мифы и верования.
Несмотря на болезни (в том числе и проказу), депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно в Океании.
Слава пришла к художнику после выставки 1906 года, когда его уже не было в живых. Роман С. Моэма "Луна и грош" - лучшее тому подтверждение.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ"!