53 подписчика

Что увидели послы князя Владимира в Царьграде? И почему это их поразило?

662 прочитали
Современный интерьер Святой Софии
Современный интерьер Святой Софии

История о том, как князь Владимир выбирал для своего государства веру стала хрестоматийной. Предание гласит, что он разослал посольства и к персам, и к мусульманам, и к иудеям, и в Рим, и в Константинополь.

Как известно, выбор князь остановил на христианстве греческого образца, которое мы сегодня знаем как греко-византийское Православие.

Стоит отметить, что хотя формально Церковь тогда была единая, но мир стоял на пороге Великого Раскола, разделения Церквей на западную католическую и восточную православную, которое произошло неполный век спустя после крещения Руси. Однако, Владимиру приглянулся именно византийский вариант. Почему?

Опустим политические мотивы, они однозначно имели место быть - об этом в другой раз. Но потрясенные славяно-русские послы высказались о богослужении таким образом: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле та­кого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их луч­ше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького".

Есть версия, о которой рассказывает один исторический текст (Бандуриево сказание - составленный в первой половине второго тысячелетия, где рассказывается о деталях принятия христианства Русью) - послы на патриаршем богослужении в соборе Святой Софии сподобились мистического видения ангелов, сослужащих священству. Верить, или не верить - личное дело читателя, я же хочу рассказать о том впечатлении, которое производил знаменитый собор и византийское богослужение, еще захватившее блистательный расцвет византийской гимнографии и живую истовость веры, еще помнящую ужасы иконоборческой смуты.

Пара слов о Святой Софии (кстати, ни одна девочка-девушка-женщина к названию не имеет отношения. Святая София - это Премудрость Божия, сакральное имя Второй Ипостаси Троицы, Сына Божия, воплощенного Иисуса Христа). Собор был хитро построен с учетом всех достижений позднеантичной науки. Святая София стала шедевром инженерной мысли. Кроме сложных чисто инженерных решений (чего стоит один лишь купол, 30 метров в диаметре) в храме была выстроена особая драматургия света (для этого к строительству были привлечены два гениальных специалиста по оптике - Исидор из Милета и Анфимий из Тралл), благодаря чему купол парил в невесомости и создавался феномен пространственной иконы невидимого Бога. Помимо этого собор был роскошно украшен золотом, серебром, драгоценными камнями, слоновой костью (все это, увы, впоследствии радостно разграблено крестоносцами, в том числе утащена плащаница, которую мы теперь знаем как Туринская).

Святая София сегодня
Святая София сегодня

На строительство собора было потрачена сумма, эквивалентная 130 тоннам золота. Собор стал главной драгоценностью Византии, в прямом и переносном смысле. На сегодняшний день, после всех исторических перипетий, мы можем наблюдать лишь бледное подобие былого великолепия, но даже оно впечатляет.

История о том, как князь Владимир выбирал для своего государства веру стала хрестоматийной.-3

Тем не менее, великолепие архитектурного шедевра - это еще не все. Есть еще такой феномен как византийская гимнография. Пик ее расцвета пришелся на VI век и связан с именем знаменитого гимнографа и исполнителя Романа Сладкопевца. Именно в этот период в византийском богослужении сформировался сложнейший церковно-певческий жанр, как кондакарное пение (к слову, сейчас так уже нигде не поют - кондакарное пение большей частью осталось одной из загадок истории).

Роман Сладкопевец
Роман Сладкопевец

Кроме сложнейшего музыкального содержания византийские церковные песнопения были еще и стихотворны. Что вполне объяснимо - по факту Восточно-Римская империя, которую мы сейчас знаем как Византия (кстати, сами византийцы понятия не имели, что они византийцы :-) - это современный этноним. Называли они себя ромеи, т.е. римляне, хотя на самом деле этнически были ближе к грекам, являлись носителями греческого языка и греческого менталитета), так вот - Византия была прямой наследницей эллинов и всей полноты достижений эллинской цивилизации в науке и искусстве. А греки, как известно, с древности были знатными эстетами и меломанами, знали толк в красоте, гармонии и всякой сложной витиеватости. А уж поэтические эллинские традиции восходят к незапамятным временам (знаменитые Одиссея и Илиада написаны не позже VI века до н.э.).

Поэтому можете себе представить, какой сокрушительный эффект все это вместе произвело на русских послов (а это были, конечно, одни из самых грамотных и башковитых людей из княжеского окружения, и безусловно свободно владевших греческим).

Еще немного подробностей о византийской церковно-певческой системе здесь.

Вот так суровая русская душа, оказавшаяся вдруг способной воспринимать греческую утонченность, чувство прекрасного и сложную гармонию, предопределила дальнейшую судьбу Руси.

Как-то так :-)

Если любо - не забудьте лайкнуть для автора респект.

Желающих заняться церковным пением профессионально приглашаю в свою группу.