История о том, как князь Владимир выбирал для своего государства веру стала хрестоматийной. Предание гласит, что он разослал посольства и к персам, и к мусульманам, и к иудеям, и в Рим, и в Константинополь.
Как известно, выбор князь остановил на христианстве греческого образца, которое мы сегодня знаем как греко-византийское Православие.
Стоит отметить, что хотя формально Церковь тогда была единая, но мир стоял на пороге Великого Раскола, разделения Церквей на западную католическую и восточную православную, которое произошло неполный век спустя после крещения Руси. Однако, Владимиру приглянулся именно византийский вариант. Почему?
Опустим политические мотивы, они однозначно имели место быть - об этом в другой раз. Но потрясенные славяно-русские послы высказались о богослужении таким образом: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького".
Есть версия, о которой рассказывает один исторический текст (Бандуриево сказание - составленный в первой половине второго тысячелетия, где рассказывается о деталях принятия христианства Русью) - послы на патриаршем богослужении в соборе Святой Софии сподобились мистического видения ангелов, сослужащих священству. Верить, или не верить - личное дело читателя, я же хочу рассказать о том впечатлении, которое производил знаменитый собор и византийское богослужение, еще захватившее блистательный расцвет византийской гимнографии и живую истовость веры, еще помнящую ужасы иконоборческой смуты.
Пара слов о Святой Софии (кстати, ни одна девочка-девушка-женщина к названию не имеет отношения. Святая София - это Премудрость Божия, сакральное имя Второй Ипостаси Троицы, Сына Божия, воплощенного Иисуса Христа). Собор был хитро построен с учетом всех достижений позднеантичной науки. Святая София стала шедевром инженерной мысли. Кроме сложных чисто инженерных решений (чего стоит один лишь купол, 30 метров в диаметре) в храме была выстроена особая драматургия света (для этого к строительству были привлечены два гениальных специалиста по оптике - Исидор из Милета и Анфимий из Тралл), благодаря чему купол парил в невесомости и создавался феномен пространственной иконы невидимого Бога. Помимо этого собор был роскошно украшен золотом, серебром, драгоценными камнями, слоновой костью (все это, увы, впоследствии радостно разграблено крестоносцами, в том числе утащена плащаница, которую мы теперь знаем как Туринская).
На строительство собора было потрачена сумма, эквивалентная 130 тоннам золота. Собор стал главной драгоценностью Византии, в прямом и переносном смысле. На сегодняшний день, после всех исторических перипетий, мы можем наблюдать лишь бледное подобие былого великолепия, но даже оно впечатляет.
Тем не менее, великолепие архитектурного шедевра - это еще не все. Есть еще такой феномен как византийская гимнография. Пик ее расцвета пришелся на VI век и связан с именем знаменитого гимнографа и исполнителя Романа Сладкопевца. Именно в этот период в византийском богослужении сформировался сложнейший церковно-певческий жанр, как кондакарное пение (к слову, сейчас так уже нигде не поют - кондакарное пение большей частью осталось одной из загадок истории).
Кроме сложнейшего музыкального содержания византийские церковные песнопения были еще и стихотворны. Что вполне объяснимо - по факту Восточно-Римская империя, которую мы сейчас знаем как Византия (кстати, сами византийцы понятия не имели, что они византийцы :-) - это современный этноним. Называли они себя ромеи, т.е. римляне, хотя на самом деле этнически были ближе к грекам, являлись носителями греческого языка и греческого менталитета), так вот - Византия была прямой наследницей эллинов и всей полноты достижений эллинской цивилизации в науке и искусстве. А греки, как известно, с древности были знатными эстетами и меломанами, знали толк в красоте, гармонии и всякой сложной витиеватости. А уж поэтические эллинские традиции восходят к незапамятным временам (знаменитые Одиссея и Илиада написаны не позже VI века до н.э.).
Поэтому можете себе представить, какой сокрушительный эффект все это вместе произвело на русских послов (а это были, конечно, одни из самых грамотных и башковитых людей из княжеского окружения, и безусловно свободно владевших греческим).
Еще немного подробностей о византийской церковно-певческой системе здесь.
Вот так суровая русская душа, оказавшаяся вдруг способной воспринимать греческую утонченность, чувство прекрасного и сложную гармонию, предопределила дальнейшую судьбу Руси.
Как-то так :-)
Если любо - не забудьте лайкнуть для автора респект.
Желающих заняться церковным пением профессионально приглашаю в свою группу.