2,4K подписчиков

10 картин Делакруа, которые нужно знать

19K прочитали

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798-1863) считается одним из наиболее выдающихся художников французского романтизма. Для его картин характерен драматизм, они наполнены неистовым движением и часто достигают гигантского размера, производя неизгладимое впечатление. Использование Делакруа световых эффектов оказало большое влияние на будущие поколения художников-импрессионистов. Он был очень плодовитым художником: известно около 9 140 произведений, включающих картины, пастели, акварели и рисунки.

1. Ладья Данте

"Ладья Данте" это первая работа Делакруа, выставленная на всеобщее обозрение на Парижском салоне (престижнейшая художественная выставка Франции). Мы видим сцену ада из "Божественной комедии", Данте вместе с римским поэтом Вергилием пересекает реку Стикс, где души проклятых корчатся в муках. Важно отметить, что эта картина порвала с неоклассическими традициями, положив начало романтизму, и снискав самому Делакруа славу основоположника этого движения: все в ней было новшеством для своего времени - эмоционально окрашенные лица, говорящие позы мучеников добавляют драмы в полотно.

Ладья Данте, 1822
Ладья Данте, 1822

2. Свобода, ведущая народ

На картине "Свобода, ведущая народ" свобода выражена как личность женщины, ведущей людей на баррикады во время парижского восстания 1830 года. Это - самая известная и узнаваемая картина Делакруа. Ее создание сопровождалось шумихой: хотя государство и выкупило полотно, на публику оно было выставлено только 16 лет спустя, после революции 1848 года, когда новоизбранный Наполеон III разрешил выставить картину. Есть версия, что Делакруа, изобразил на картине себя в образе человека слева в цилиндре.

Свобода, ведущая народ, 1830
Свобода, ведущая народ, 1830

3. Греция на руинах Миссолонги

"Греция на руинах Миссолонги" - вторая картина Делакруа в поддержку греков в войне за независимость от Османской империи 1821-1832гг. Многие художники по всей Европе выступили в поддержку греков в этой войне. На картине мы видим трагический эпизод 1825 года, когда греки предпочли разрушить свой город, но не сдаться. Греция символически изображена как женщина, одетая в традиционный костюм.

Греция на руинах Миссолонги, 1826
Греция на руинах Миссолонги, 1826

4. Смерть Сарданапала

"Смерть Сарданапала" - шедевр Делакруа, вдохновленный стихотворением Байрона. На нем изображен побежденный последний ассирийский царь Сарданапал, который приказывает убить и уничтожить все, что ему дорого: его наложниц, слуг, животных и сокровища, прежде чем убить его самого. Выдающимися особенностями являются огромный размер произведения, драматические цвета, жестокие движения и игра света, которая направляет внимание зрителей.

Смерть Сарданапала, 1827
Смерть Сарданапала, 1827

5. Поединок гяура с пашой

"Поединок гяура с пашой" продолжает восточную тему. Это еще одна картина, вдохновленная Байроном - рассказ о злополучном романе между гяуром Османской империи и рабыней Лейлой, принадлежащей турецкому паше. За ее эту связь Лейла выброшена в море, а ее возлюбленный мстит за смерть, убивая пашу. Мы видим мастерство Делакруа в изображении сцен ближнего боя, где люди и животные тесно переплетены.

Поединок гяура с пашой, 1826
Поединок гяура с пашой, 1826

6. Вступление крестоносцев в Константинополь

Делакруа, как и другие художники 19-го века, также интересовался большими историческими событиями. Вступление крестоносцев в Константинополь изображает печально известный Четвертый крестовый поход, во время которого, крестоносцы во главе с венецианским дожем Дандоло отказались от своей цели вернуть Иерусалим и вместо этого разгромили христианский Константинополь, современный Стамбул. На картине победители входят в город, жители которого просят пощады. На переднем плане резня, которая контрастирует с ярко-голубыми водами и небом на заднем плане.

Вступление крестоносцев в Константинополь, 1840
Вступление крестоносцев в Константинополь, 1840

7. Сирота на кладбище

Долгое время "Сирота на кладбище" считалась эскизом или подготовительной работой к "резне в Хиосе" - второй работе Делакруа, посвященной борьбе Греции за независимость, - но на самом деле она сама по себе достаточно интересна. Глядя на картину, мы видим печаль и страх на лице и во всей позе девушки. Делакруа использовал холодные, тусклые цвета, усиливающие чувство горя, резко выделяя девушку на более размытом фоне неба и кладбища.

Сирота на кладбище, 1824
Сирота на кладбище, 1824

8. Изгнание Гелиодора из храма

"Изгнание Гелиодора из храма" - одна из знаменитых фресок Делакруа, написанная для церкви Сен-Сюльпис в Париже. Это библейский миф из Второй книги Маккавеев. Гелиодор, министр сирийского царя, был послан, чтобы забрать сокровища из Иерусалимского храма. Яркие цвета и контраст света и тени являются данью Делакруа венецианским художникам, таким как Веронезе и Тинторетто. Делакруа уравновешивает драму и хаос событий, помещая их в сдержанные архитектурные рамки. Многие из первых зрителей были шокированы этой драматической композицией и лихорадочной сценой.

Изгнание Гелиодора из храма, 1861
Изгнание Гелиодора из храма, 1861

9. Шильонский узник

Картина "Шильонский узник" обращается к знаменитой поэме Байрона, которая посвящена женевскому политическому деятелю 16-го века, который был заключен в замке Шильон на Женевском озере. Картина намеренно темная и мрачная, отражающая атмосферу тюремной камеры. Заключенный тянется, натягивая цепь, в попытке добраться до второй фигуры, скрывающейся в тени, фигуры его умирающего брата, который остается вне досягаемости.

Шильонский узник, 1834
Шильонский узник, 1834

10. Молодой тигр, играющий со своей матерью

Если вы устали от крови и ужасов в шедеврах Делакруа, пусть «Молодой тигр, играющий со своей матерью», внесет некоторое разнообразие. Картина написана в начале карьеры художника, когда он много рисовал животных. Некоторые утверждают, что Делакруа использовал свою кошку в качестве модели для этих картин, хотя есть также свидетельства того, что он наблюдал тигров, играющих в парижском зоопарке.

Молодой тигр, играющий со своей матерью, 1830-1831
Молодой тигр, играющий со своей матерью, 1830-1831