Найти тему
ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ

Обзор фильма «Дайте жалобную книгу». Обслуживание официанток, и кто был самой важной персоной в ресторане?

Я уверена, что старшее поколение помнит замечательную комедию Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу», но не всем известно, что режиссера принудили её снимать. Он же мечтал приступить к съемкам приключенческого фильма «Берегись автомобиля». Однако чиновники поставили условие: не снимешь «Книгу» - не будет «Автомобиля».

В то время проблема ресторанного обслуживания была очень актуальна, а в жалобных книгах практически не было положительных отзывов. Посетители то и дело сетовали на официантов.
Вы думаете персонал не меняли?
Меняли, но почему-то качество обслуживания не улучшалось. Да и добиться выделения денег на новый интерьер было не так уж просто.

кадр из фильма «Дайте жалобную книгу», 1965 год
кадр из фильма «Дайте жалобную книгу», 1965 год

Свои предыдущие фильмы («Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Гусарская баллада») Эльдар Александрович снимал на цветной пленке, а «Дайте жалобную книгу» намеренно решил показать в сером и унылом цвете. И от декораций, построенных в киностудии, тоже отказался. Многие сцены снимали на московских улицах скрытой камерой, и прохожие даже не подозревали, что они, позже, смогут увидеть себя в каком-то эпизоде.

Сюжет картины начинается с того момента, как главный герой, журналист Юрий Никитин, вернувшись из командировки идет по залу новенького здания аэропорта «Внуково-1», который открыли в марте 1964 года. Далее он с коллегами решил пообедать в ресторане «Одуванчик». Заведение действительно существовало, и находилось на перекрестке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской (г. Москва), только это было кафе и называлось более романтически – «Хрустальный».

Лариса Голубкина в образе директора ресторана  «Одуванчик»
Лариса Голубкина в образе директора ресторана «Одуванчик»

Наших героев никто не спешил обслуживать, а потом пришла официантка, нагрубила и посетители потребовали жалобную книгу. Немного позже директор заведения (Лариса Голубкина) очень резко сказала, что их сейчас обслужат…

А вот, как выглядело само заведение (над которым потрудились художники-декораторы): обычные квадратные столы, плюшевые портьеры, фикусы, люстры со старомодными абажурами, огромные картины, которые висели на стенах.

Интерьер ресторана  «Одуванчик»
Интерьер ресторана «Одуванчик»

У официанток была стандартная униформа: черное платье и белый фартук (белый верх, черный низ), туфли на невысоком каблучке и беленький ажурный чепчик. В зале обязательно присутствовала живая музыка (помните, как Рина Зеленная пела душевный романс?). Да, еще в зале разрешалось курить. Рязанов даже показал официантку, которая убирает со стола посуду с сигаретой в зубах! Увидев это, я была поражена! И, что, такое действительно было?

Очень умилила сцена, где Папанов, (который в киноленте играет заместителя директора ресторана и постоянно пребывает в нетрезвом виде) обучает официантку Клаву (Татьяна Гаврилова) вежливому обслуживанию клиентов. Но, выбить хамство у этой дамочки у него не получилось. Да и после увольнения, она смогла вернуться на прежнее место работы: такие нигде не пропадут.

Анатолий Папанов и Татьяна Гаврилова
Анатолий Папанов и Татьяна Гаврилова

А знаете, кто был самой важной персоной в ресторане? Конечно, швейцар! В советское время невозможно было вечером попасть в увеселительные заведения. Приходишь, а там висит табличка «Мест нет». Выручало волшебное средство: показываешь швейцару «трешку» или «пятерку», и ты желанный посетитель. Наверное, сейчас каждый, кто жил в советское время, вспомнил, сколько же он давал денег на «фейсконтроле».

Недалеко от общепитовцев ушли и работники торговли. Рязанов в своей картине решил показать не только грубое обслуживание клиентов в магазине, но и скудный ассортимент одежды. Именно эту сценку великолепно сыграли Юрий Никулин (продавец), Вера Попова (старушка-покупательница) и Николай Крючков (начальник Управления торговли). А вот Георгий Вицин (второй продавец) быстро сориентировался, узнав руководство. Тут же нашел бабуле хорошее пальто и нужный размер…

Вера Попова, Николай Крючков, Юрий никулин
Вера Попова, Николай Крючков, Юрий никулин

Как по мне, то фильм хороший и даже в наше время актуальный. Режиссер мастерски переплел романтические отношения, хамство работников советской торговли и убогость ресторанных интерьеров.

Вот только, действительно ли всё так и было? Неужели в общепит шли работать только люди со скверным характером, совершенно невоспитанные и желающие непременно с кем-то поссориться? И почему все «кабаки» были на одно лицо, не было денег на красивую мебель? Так ведь рестораны ломились от посетителей, деньги текли рекой…

Эльдар Рязанов и Олег Борисов
Эльдар Рязанов и Олег Борисов
И все же, если бы таких замечательных картин, как «Дайте жалобную книгу» было больше, то грубых людей, наверняка стало меньше! И не только в общепите, но в и больницах, маршрутках, ЖЕКах и т.д.
А как вы думаете, насколько правдиво показаны работники общепита (торговли) в этой картине? Вы попадали в такие ситуации, как герои киноленты?

Если вас затронула статья, пишите, пожалуйста, комментарии,

СТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

И еще, чтобы не пропустить следующую статью, следите за нами в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники.