Я уверена, что старшее поколение помнит замечательную комедию Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу», но не всем известно, что режиссера принудили её снимать. Он же мечтал приступить к съемкам приключенческого фильма «Берегись автомобиля». Однако чиновники поставили условие: не снимешь «Книгу» - не будет «Автомобиля».
В то время проблема ресторанного обслуживания была очень актуальна, а в жалобных книгах практически не было положительных отзывов. Посетители то и дело сетовали на официантов.
Вы думаете персонал не меняли?
Меняли, но почему-то качество обслуживания не улучшалось. Да и добиться выделения денег на новый интерьер было не так уж просто.
Свои предыдущие фильмы («Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Гусарская баллада») Эльдар Александрович снимал на цветной пленке, а «Дайте жалобную книгу» намеренно решил показать в сером и унылом цвете. И от декораций, построенных в киностудии, тоже отказался. Многие сцены снимали на московских улицах скрытой камерой, и прохожие даже не подозревали, что они, позже, смогут увидеть себя в каком-то эпизоде.
Сюжет картины начинается с того момента, как главный герой, журналист Юрий Никитин, вернувшись из командировки идет по залу новенького здания аэропорта «Внуково-1», который открыли в марте 1964 года. Далее он с коллегами решил пообедать в ресторане «Одуванчик». Заведение действительно существовало, и находилось на перекрестке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской (г. Москва), только это было кафе и называлось более романтически – «Хрустальный».
Наших героев никто не спешил обслуживать, а потом пришла официантка, нагрубила и посетители потребовали жалобную книгу. Немного позже директор заведения (Лариса Голубкина) очень резко сказала, что их сейчас обслужат…
А вот, как выглядело само заведение (над которым потрудились художники-декораторы): обычные квадратные столы, плюшевые портьеры, фикусы, люстры со старомодными абажурами, огромные картины, которые висели на стенах.
У официанток была стандартная униформа: черное платье и белый фартук (белый верх, черный низ), туфли на невысоком каблучке и беленький ажурный чепчик. В зале обязательно присутствовала живая музыка (помните, как Рина Зеленная пела душевный романс?). Да, еще в зале разрешалось курить. Рязанов даже показал официантку, которая убирает со стола посуду с сигаретой в зубах! Увидев это, я была поражена! И, что, такое действительно было?
Очень умилила сцена, где Папанов, (который в киноленте играет заместителя директора ресторана и постоянно пребывает в нетрезвом виде) обучает официантку Клаву (Татьяна Гаврилова) вежливому обслуживанию клиентов. Но, выбить хамство у этой дамочки у него не получилось. Да и после увольнения, она смогла вернуться на прежнее место работы: такие нигде не пропадут.
А знаете, кто был самой важной персоной в ресторане? Конечно, швейцар! В советское время невозможно было вечером попасть в увеселительные заведения. Приходишь, а там висит табличка «Мест нет». Выручало волшебное средство: показываешь швейцару «трешку» или «пятерку», и ты желанный посетитель. Наверное, сейчас каждый, кто жил в советское время, вспомнил, сколько же он давал денег на «фейсконтроле».
Недалеко от общепитовцев ушли и работники торговли. Рязанов в своей картине решил показать не только грубое обслуживание клиентов в магазине, но и скудный ассортимент одежды. Именно эту сценку великолепно сыграли Юрий Никулин (продавец), Вера Попова (старушка-покупательница) и Николай Крючков (начальник Управления торговли). А вот Георгий Вицин (второй продавец) быстро сориентировался, узнав руководство. Тут же нашел бабуле хорошее пальто и нужный размер…
Как по мне, то фильм хороший и даже в наше время актуальный. Режиссер мастерски переплел романтические отношения, хамство работников советской торговли и убогость ресторанных интерьеров.
Вот только, действительно ли всё так и было? Неужели в общепит шли работать только люди со скверным характером, совершенно невоспитанные и желающие непременно с кем-то поссориться? И почему все «кабаки» были на одно лицо, не было денег на красивую мебель? Так ведь рестораны ломились от посетителей, деньги текли рекой…
И все же, если бы таких замечательных картин, как «Дайте жалобную книгу» было больше, то грубых людей, наверняка стало меньше! И не только в общепите, но в и больницах, маршрутках, ЖЕКах и т.д.
А как вы думаете, насколько правдиво показаны работники общепита (торговли) в этой картине? Вы попадали в такие ситуации, как герои киноленты?
Если вас затронула статья, пишите, пожалуйста, комментарии,
СТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
И еще, чтобы не пропустить следующую статью, следите за нами в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники.