Как оштрафовать магазин? Каким образом таджикские законы защищают потребителей

106 прочитали
Фото: theuk.one
Фото: theuk.one

Подготовили для вас карточки-объяснения со всеми самыми важными вопросами, которые могут возникнуть у вас как у потребителей. Пользуйтесь, и знайте свои права.

15 марта Всемирный день прав потребителя. Союз потребителей Таджикистана поздравляет всех потребителе страны с этой датой и рассказывает, какие права имеют граждане Таджикистана, есть ли товары, которые действительно не подлежат обмену, и куда можно жаловаться на магазины, которые не соблюдают законы?

Кто по закону является потребителем?

Потребителем считается физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то есть не для дальнейшей перепродажи.

Кто защищает мои права?

Антимонопольная служба при Правительстве РТ
Агентство «Таджикстандарт»
Служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗСЗН РТ (пищевые продукты, питьевая вода);
Национальный банк (банковские услуги);
ОО «Союз потребителей Таджикистана».      

Какие у меня есть права, как потребителя?

У потребителя есть следующие права:
На просвещение в области защиты прав потребителей;
На информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
На безопасность товаров (работ, услуг);
На свободный выбор товаров (работ, услуг);
На надлежащее качество товаров (работ, услуг);
На возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги);
На обращение в суд или другие государственные органы для защиты своих прав и интересов;
На представление предложений производителю (продавцу) по улучшению качества товара (работ, услуг).

Если товар не подошел мне по размеру, фасону, цвету (если, скажем, речь об одежде), могу ли я его поменять?

Конечно, в течение 14 дней после приобретения товара (одежды) вы имеете право обменять его на аналогичный, а в случае отсутствия такого товара, вернуть свои деньги. Однако необходимо соблюсти следующие правила:
Товар не должен быть использован;
Сохранены все фабричные пломбы и ярлыки, а также его упаковка;
Сохранен товарный или кассовый чек, квитанция - подтверждение факта покупки

Есть ли товары, которые не подлежат обмену?

Да, есть перечень товаров надлежащего качества, на которые не распространяются правила возврата и обмена, это предметы личного обихода, предметы гигиены (зубная паста и щетка), нижнее белье, ювелирные изделия, медикаменты и так далее.
Необходимо подчеркнуть, что эти правила распространяются на эти товары лишь только в том случае, если они надлежащего качества. Если же товар оказался некачественным, то вы имеете полное право вернуть его.   

Если я купил, например, телевизор, а он не работает, могу ли я его не обменять, а попросить вернуть мне деньги или купить другой с доплатой?

Да, если товар оказался некачественным, то вам законом предоставлено 4 альтернативных права, согласно которым вы имеете право требовать:
Заменить товар на аналогичный или на товар другой марки с перерасчетом цены;
Безвозмездно устранить недостаток или возместить расходы на ремонт;
Расторжения договора купли-продажи и возвращения своих денег за товар;
Соразмерного уменьшения покупной цены.

Есть ли срок, в течение которого можно предъявлять продавцу требования по качеству товара?

Если продавцом или изготовителем установлен гарантийный срок, то именно в этот срок вы имеете право предъявить претензии к качеству. Если же гарантийный срок или срок годности товара не установлены, потребитель вправе предъявить свои требования в течение шести месяцев.

А с какого момента исчисляется гарантийный срок на товар?

Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется исходя из климатических условий места нахождения потребителя.

Во многих магазинах висят вывески, что товар обмену не подлежит? Значит ли, что эти магазины нарушают закон?

Конечно, это является нарушением законодательства о защите прав потребителей, так как закон предоставляет потребителю различные варианты обмена или возврата товара.

Их за это должны штрафовать?

Любое нарушение норм законодательства влечет за собой определенную ответственность. Этот случай не является исключением. Уполномоченные государственные органы имеют право наложить штраф на тех, кто вывешивает такие вывески. 

Куда я могу позвонить и пожаловаться на такие магазины?

В Антимонопольную службу при правительстве РТ или в Агентство «Таджикстнадарт».

Предусмотрена ли ответственность нарушителей за последствия, связанные с нарушением прав потребителей?

Да, лицо нарушившее право потребителя несет полную ответственность, начиная от наложения штрафов, возмещения понесенного потребителем морального и материального вреда, вплоть до выплаты неустоек за каждый день просрочки добровольного удовлетворения законных требований потребителя.

Что делать, если мое заявление о нарушение моих прав, как потребителя не приняли?

Если ваше заявление не будет принято уполномоченной структурой, то вы можете обратиться в прокуратуру с жалобой об отказе принятия вашего обращения.

Если дело дошло до суда, на какие выплаты я могу рассчитывать, например, за моральный ущерб мне должны будут заплатить?

Все зависит от ваших требований и решения суда. Если при составлении иска или на протяжении судебного производства вы предоставили такие требования и в ходе судебного разбирательства смогли доказать, что действительно понесли такой вред и вина продавца, изготовителя или исполнителя была доказана, то суд обязан удовлетворить ваши требования. Причем вплоть до возмещения неустоек за каждый день просрочки добровольного удовлетворения ваших требований.

Оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagram, Viber, Яндекс.ДзенOK и Google Новостях.