2,4K подписчиков

10 картин о весне, чтобы надолго забыть зиму

1,3K прочитали

Весной мир возрождается. Все зацветает и листья на деревьях начинают разворачиваться, обещая наступление лета и долгие светлые ночи. Для художников весна была постоянным источником вдохновения со времен Ренессанса. Посмотрите на 10 замечательных работ художников со всего мира, которые запечатлели приход весны и всю красоту, которую она приносит с собой.

1. Сандро Боттичелли. Весна

"Весна" Ботичелли является одним из величайших произведений эпохи Возрождения. В настоящее время картина находится в Уффици во Флоренции. Она была заказана Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. В центре картины видим фигуру Венеры. Художник изобразил шесть женщин в окружении двух мужчин, а над ними летит херувим. Они стоят в апельсиновой роще, полной цветов и спелых фруктов. Некоторые специалисты видят Весну в женщине в цветном платье, разбрасывающей розы. Другие считают, что воплощение Весны - правая женщина: Зефир цепляется за нимфу Хлорида - согласно мифу, он женился на ней и она превратилась во Флору, богиню Весны. Некоторые считают, что фигура с розами может представлять собой метаморфозу Хлориды во Флору. В целом это праздник зрелости и плодородия, возвращающихся в мир весной.

Сандро Боттичелли. Весна, 1482
Сандро Боттичелли. Весна, 1482

2. Питер Брейгель Младший. Весна, работа в саду

Во многих работах Питера Брейгеля Младшего в подробностях показывается жизнь фламандских крестьян, которые занимаются своими повседневными делами. "Весна" - это копия рисунка отца художника (Брейгеля Старшего) 1565 года, на котором изображено сообщество, собирающееся вместе, чтобы подготовить почву, посадить семена и подготовить скот на лето. Мы видим, как мужчины и женщины работают в садах, мужчины за работой скручивают виноградную лозу, а вдалеке группы людей танцуют вместе.

Питер Брейгель Младший. Весна, работа в саду, 1605
Питер Брейгель Младший. Весна, работа в саду, 1605

3. Никола Пуссен. Весна

Никола Пуссен был великим мастером французского классицизма и аркадского пейзажа в частности. Одним из его последних великих произведений было «Четыре сезона», выполненное для герцога де Ришелье между 1660 и 1664 годами и ныне хранящееся в Лувре. Его видение весны берет свое начало от Милтона и Вергилия. Мы видим земной рай Эдема до грехопадения, когда Адам и Ева в своей наготе указывают на Древо познания. Зелень, которая их окружает, пышная и великолепная. И хотя они смотрят на запретный плод, мы не видим змея в раю Пуссена. Это весенняя пора мира, задолго до его осени.

Никола Пуссен. Весна, 1660-1664
Никола Пуссен. Весна, 1660-1664

5. Кацусика Хокусай. Сакура и снегирь

Вишня, яблоко, персик и цветение сливы - это образы, синонимичные с наступлением весны. В Японии цветение имеет особое значение как символ преходящей природы всех вещей, так как оно расцветает весной в красоте и вскоре исчезает. Кацуши Хокусай был одним из величайших мастеров японской гравюры на дереве. Его серия «Маленькие цветы» 1834 года включала эту работу, показывая ветвь вишни, начинающую цвести с птицей, сидящей на ветке, на синем фоне. Слова справа - это хайку от Сетсуман, в которой говорится: "Одинокая птица появляется, пропитанная росой, из утреннего цветения вишни". Текст сосредотачивает ум на этом единственном моменте неподвижности, единственном моменте, извлеченном из неизбежного течения времени.

Кацусика Хокусай. Сакура и снегирь, 1834
Кацусика Хокусай. Сакура и снегирь, 1834

5. Пьер Огюст Ренуар. Весенний букет

«Весенний букет» - довольно ранняя работа Ренуара, написанная, когда ему было всего 25 лет, задолго до его великих импрессионистских работ 1870-х годов, таких как "Бал в Мулен-де-ла-Галет", и демонстрирует влияния Гюстава Курбе в его точной передаче реальности. Несмотря на это, букет ярко светится жизненной силой, картина буквально пышет цветом и жизнью. А вот ваза из сине-белого фарфора выполнена в японском стиле.

Пьер Огюст Ренуар. Весенний букет, 1866
Пьер Огюст Ренуар. Весенний букет, 1866

6. Альфред Сислей. Лужайки весной

Сислей, пожалуй, один из самых недооцененных художников-импрессионистов. Тем не менее, он был в числе первых вместе с Писсарро и Моне, пионером пленэра и эстетики импрессионистов. И он никогда не отворачивался от импрессионистского пейзажа, как временами Ренуар и Моне. Его "Лужайки весной" хранятся в коллекции галереи Тейт в Лондоне. В 1880 году Сислей был вынужден покинуть Париж по финансовым причинам, перебравшись в сельскую местность к западу от города. Его работы в это время приобретают новую жизненную силу. В "Лужайках весной" он дает весьма сдержанный пейзаж; деревья остаются голыми. Но на переднем плане Сислей изобразил свою маленькую дочь как символ возрождения, как "Весна" Боттичелли, как образ новой жизни.

Альфред Сислей. Лужайки весной, 1880
Альфред Сислей. Лужайки весной, 1880

7. Клод Моне. Фруктовый сад весной

Критики считают «Фруктовый сад весной» Моне лучшим из всех весенних импрессионистских произведений. На нем изображен сад в Живерни в Нормандии, расположенный рядом с домом, который арендовал Моне с 1883 года, а позже и купил. В 1886 году он нарисовал эту картину со сводами яблоневого цвета, который, кажется, освещает весь холст.

Клод Моне. Фруктовый сад весной, 1886
Клод Моне. Фруктовый сад весной, 1886

8. Винсент ван Гог. Персиковое дерево в цвету

Ван Гог прибыл в Арль в Провансе в феврале 1888 года. Он начал серию работ с цветущими деревьями, и цветение стало символом духовного возрождения, образ красоты, после суровой зимы, точно так же, как само произведение искусства было создано после многих волнений и разочарований. «Персиковое дерево в цвету» хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

Винсент ван Гог. Персиковое дерево в цвету, 1888
Винсент ван Гог. Персиковое дерево в цвету, 1888

9. Тоёхара Тиканобу. Наблюдение за цветением сакуры

Важность цветения в японской культуре проявляется в обычае ханами, или в любовании цветением вишни, когда все выходят посмотреть на цветение и устраивают пикники среди деревьев. Тоёхара Тиканобу был великим художником эпохи Мэйдзи, которая длилась с 1868 по 1912 год. В своем триптихе на деревянных блоках он представляет нам дам Императорского дворца в Чиода в Токио, покидающих дворец, чтобы увидеть цветение вишни. Вишня цветет в Японии с марта по май, двигаясь на север по всей длине островов.

Тоёхара Тиканобу. Наблюдение за цветением сакуры, 1894
Тоёхара Тиканобу. Наблюдение за цветением сакуры, 1894

10. Джорджия Тотто О’Кифф. Весна

Вместе со своим мужем Альфредом Стиглицем, Джорджия О'Киф была ключевой фигурой американского модернизма. Множество ее пейзажей и цветов, в том числе и "Весну", можно увидеть в Художественном институте в Чикаго. Вместе со Стиглицем она проводила каждое лето между 1919 и 1927 годами в Лейк-Джордж, штат Нью-Йорк. В 1929 году О'Киф начала часто посещать Нью-Мексико. В "Весне" она показывает мастерскую своего мужа в упрощенном виде без окон с необычайной массой листвы, наполненной лавандовым, лиловым и зеленым цветами, которые, кажется, всплывают и достигают единства с облаками.

Джорджия Тотто О’Кифф. Весна, 1924
Джорджия Тотто О’Кифф. Весна, 1924