Даосская притча о пустой лодке.
Лин-чи рассказывал:
— Когда я был молодым, мне нравилось плавать в лодке. В одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.
С тех пор, если кто-то пытался меня обидеть или во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил себе: «Эта лодка тоже пуста».
Однажды я сидел в лодке с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Но какая-то лодка плыла по течению и ударилась о мою. Удар был такой силы, что я выпал за борт. Во мне поднялся гнев! Я подплыл к незнакомой лодке, намереваясь обругать рулевого, но когда я подтянулся за её борт, то увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплёскивать? Мне ничего не оставалось, как вновь забраться в свою лодку, закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу.
В эту тихую ночь я подошёл к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался меня обидеть или во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил себе: «Эта лодка тоже пуста». С этими словами я закрывал глаза и направлялся внутрь себя.
Индийская притча "Язык и глаз"
Один отшельник принял два обета как первые шаги в аскетической практике. Первый — не причинять вреда ни одному живому существу, и второй — не говорить неправду.
Однажды, когда он занимался медитацией в густом лесу под деревом, прося Бога помочь ему твёрдо следовать этим двум клятвам, он увидел прекрасного оленя, в страхе убегавшего от охотников. Через несколько секунд появились охотники. Они спросили отшельника, не видел ли он, куда побежал олень. Бедный садху был в затруднении. Если он скажет, что видел оленя, затаившегося в кустах, охотники его поймают и убьют. И это будет несоблюдением его первого обета. А если он скажет, что не знает, где олень, то он нарушит свою вторую клятву. Немного подумав, садху сказал:
— Глаз, который видит, не может говорить. Язык, который говорит, не может видеть. Я не могу принудить глаз говорить, а язык видеть.
Охотники, поняв, что не добьются от него толку, побежали дальше.
Христианская притча "Три друга"
Уодного человека были три друга. Первых двух он очень любил и почитал, а к третьему относился с пренебрежением.
Но вот случилось, что к этому человеку от царя явились посланники и передали приказ срочно явиться к владыке и дать отчёт о долге в десять тысяч талантов. Не имея такой суммы для уплаты долга, человек обратился к друзьям.
Первый на его просьбу ответил так:
— У меня и без тебя много друзей, я как раз иду сейчас с ними веселиться. Вот тебе, пожалуй, два рубища, а ничего большего я тебе дать не могу.
Второй друг сказал:
— Я сам нахожусь в горе, но, пожалуй, могу проводить тебя до царя, а больше от меня ничего не жди.
И только третий друг, на которого человек даже не надеялся, сказал:
— За то малое, что ты сделал для меня, я отплачу тебе сполна. Я сам пойду с тобой к царю и буду умолять, чтобы он не предавал тебя в руки врагов твоих.
Первый друг — пагубная страсть к наживе и богатству. Ничего не даёт оно человеку — только сорочку и саван на погребение.
Второй друг — родные и близкие человека. Только и могут они, что проводить его до могилы. А третий друг — это наши добрые дела. Именно они станут ходатаями нашими перед Господом, помогут пройти воздушные мытарства после смерти и будут умолять за нас Бога.