Найти тему
Дмитрий Доровских

Кубанская семья: быт казачества глазами историков и современников

Европа Нового времени, безусловно, представляла собой господство патриархального уклада. Тем не менее, в каждой культуре существовали свои особенности семейных отношений. И речь пойдёт о быте казачества на Кубани.

Как известно, основу кубанского казачества составляли черноморцы - потомки «рыцарей Запорожья». В самóй старой Сечи взгляд на семейную жизнь менялся с течением времени. Если первоначально Запорожская Сечь представляла собой сугубо «мужской клуб», то позднее, в особенности в XVIII веке семейным казаку быть не возбранялось. Поэтому первые колонизаторы кубанских земель переселялись с семьями. Так автор данной статьи нашёл своих предполагаемых предков-первопроходцев конца восемнадцатого столетия:

В ревизской сказке Брюховецкого куреня в числе казаков, “служивших от бывшего Запорожья”, записан Игнат Сербин 55 лет, жена его Параскева 33 лет, дети: сын Назар 9 лет, дочери Татьяна и Степанида 3 и 1 года.
Источник


Формированию семейственности, а значит и наследуемого имущества у запорожцев сопутствовало усиление социального неравенства, которое окончательно оформилось уже после разрушения Сечи имперской Россией. Многие из казацкой старшины получили дворянство, а иные из рядовых казаков стали крепостными (к таковым, в частности, принадлежали и предки поэта и художника Тараса Шевченко).

Но вернёмся к Кубани. Историк Дмитро Билый рассказывает про казачий быт:

Большим уважением у кубанцев пользовались женщины. Пока казаки несли непрерывную службу, на плечи казачек ложились все заботы о хозяйстве и детях, и часто, когда враг нападал на курени или хутора, казачки сами с оружием в руках отражали нападающих ... Так и 4 сентября 1862, когда горцы напали на пост станицы Неберджаевской. Среди 35 казаков была только одна женщина - жена командира поста сотника Горбатко. В свирепом бою все казаки погибли, погибла и жена сотника, но перед смертью она успела заколоть штыком двух…
Д. Билый. Малиновый Клин (перевод Д. Доровских)


Значимость социального статуса казачек находит подтверждение и в наших семейных историях. Прабабушка, на чью долю пришлись годы войн и Голодомора, гибель старшего сына в Первую мировую и смерть мужа в советской тюрьме, сама тянула свою большую семью. Да так умело вела хозяйство (будучи уже далеко не молодой), что даже в тяжёлые послевоенные времена к ней стекалась вся родня на праздники и «на кормёжку».

Примечательно, что такая модель гендерных отношений была распространена у черноморской (украинской) части Кубанского войска. Другой большой частью кубанцев были «линейцы» - выходцы с Дона преимущественно русского происхождения. У них, как отмечает Билый, женщины продолжали жить по Домострою, а значит были значительно ограничены в правах.

После свадьбы, которую праздновали громко, согласно украинским обычаям, новая семья отделялась от родителей, строила дом и жила отдельно, и хотя трудно было поднимать свое хозяйство, но, имея его, молодая уже чувствовала себя полновластной хозяйкой.
Д. Билый. Там же.


То есть многопоколенная семья, ютящаяся на одной жилплощади - это, как говорится, не про нас. Впрочем приход советской власти в XX веке с последующими репрессиями, расказачиванием, коллективизацией и Голодомором внёс серьёзные коррективы в быт станичников. Для выживания приходилось больше «кучковаться» и ассимилироваться в насаждаемую большевиками «культуру» бедности и коллективизма.

Интересный момент, касающийся в том числе межпоколенных отношений, отмечает кубанский историк (а на тот момент - современник) XIX века Иван Попко:

Черноморец, когда он создан с головой светлой и сердцем возвышенным, осмеет недостатки и слабости в отце родном, разругает низкое свойство и гадкий поступок в родном брате. Умственно-нравственные симпатии в его природе берут верх над симпатиями плоти и крови, соседства и товарищества.
И. Попко. Черноморские казаки


Тем не менее, патриархальная и матриархальная власть существовала и сохранялась даже в годы советской власти, пока было живо старшее поколение, заставшее в зрелом возрасте революцию. Моя бабушка, выросшая в несколько иных традициях в Слобожанщине иногда вспоминала крутой нрав «кубанской свекрухи». Прадед давал нагоняй уже взрослому сыну за то, что тот гулял от своей жены.

Современное общество постепенно отказывается от патриархальных пережитков, эйджизма и гендерной сегрегации. Нет необходимости заводить большие семьи или придерживаться тех или иных религиозных взглядов. В конце концов уровень давления на личность со стороны общества, государства и семьи, свойственный прошлому, для нынешнего цивилизованного мира неприемлем.

С позиции наших знаний и ценностей кубанский социум позапрошлого столетия был далеко не идеальным. Однако в современной ему среде он выделялся не только «колоритной экзотикой». Иногда кубанские куркули оказывались прогрессивнее жителей «диктовавших моду» столиц.

Дети последних казаков. Семья Сербиных. Фото из семейного архива (приблизительно 1940-50 гг.)
Дети последних казаков. Семья Сербиных. Фото из семейного архива (приблизительно 1940-50 гг.)