13 марта 2019 г., вероятно, будет окончательно одобрен "Закон о фейках и неуважении к власти".
Как обычно, государственные телеканалы и провластные блогеры начали убеждать народ в том, что этот Закон нам, гражданам, полезен не меньше, чем пенсионная реформа, и, вообще, он принимается для нашего блага и защиты от всего плохого, в то время как оппозиционные СМИ рассказывают о том, как грубо нарушается Конституция РФ и тому подобное "так жить нельзя".
Давайте разберемся, что на самом деле представляет собой этот Закон, проведем его анализ и поймем, чем грозит принятие этого Закона простым гражданам.
Итак, Государственная дума в третьем окончательном чтении одобрила четыре законопроекта, касающиеся нашей темы. Обратите внимание на формулировки, которые использует наш уважаемый законодатель в тексте законопроектов:
- Законопроект № 606596-7 устанавливает административную ответственность за "Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме (кстати, что такое "неприличная форма"), которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации".
-Законопроект № 606595-7 устанавливает административную ответственность за "Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений". Ответственность за такое нарушение зависит от последствий, к которым привело распространение информацию от создания угрозы общественной безопасности до таких тяжких последствий, как смерть человека или причинение вреда здоровью.
- Законопроекты № 606594-7 и 606593-7 определяют порядок удаления информации, которая выражает неуважение к органам власти и информации, которая является недостоверной. Ничего интересного и достойного освещения в моей статье в законопроекте нет, т.к. в законопроекте расписан "технический" порядок удаления информации.
Какие можно сделать выводы из текстов законопроектов? А выводы, по-моему, самые печальные и вот почему.
Предположим некий орган государственной власти, например, Губернатор, а он является органом власти, согласно Законодательству РФ, решил на полученные взятки построить себе коттедж и купить Porshce. Некий независимый журналист начинает делать свое расследование, в котором последовательно доказывает, что губернатор - вор и место ему в тюрьме, а затем публикует расследование в интернете.
В цивилизованном государстве, как нас учили на юрфаке, Губернатор после публикации расследования идет в гражданский суд и последовательно доказывает, что он не вор. А наш журналист доказывает обратное. Суд на основании доводов сторон выносит решение о том, является ли расследование журналиста клеветой. И всё - дело решено, конфликт исчерпан - журналист, если его расследование было "фейком", будет подвергнут гражданскому наказанию, честь губернатора спасена, моральный ущерб компенсирован.
Если же журналист докажет в суде, что его расследование не "фейк", то судья откажет Губернатору в удовлетворении требования об удалении информации и его губернаторская карьера на этом завершится. Так работает механизм защиты от распространения недостоверной информации во всем цивилизованном мире.
Как это будет работать в России? А теперь расследование журналиста будет заблокировано сразу после появления! Ведь это же неуважение к органу власти в неприличной форме!
Более того, у журналиста нет на руках решения уголовного суда, которое бы недвусмысленно говорило о том, что губернатор - вор. Нет приговора, значит, журналист "распространяет" фейк и неуважение к органу власти. И никто из нас, простых обывателей, никогда не узнает кто, где и сколько ворует, кроме как из официальных СМИ, что очень печально.
Из всей этой ситуации главный вывод - рассматриваемый Закон дублирует имеющиеся способы защиты прав и, грубо говоря, не имеет смысла.
Основой успеха любого государства является политическая конкуренция и борьба разных точек зрения. Политик или чиновник должен бояться воровать, ведь его политические оппоненты обнаружат это и разрушает его карьеру, например, опубликовав какое-нибудь расследование. Но наша власть считает, что конкуренция ей не нужна и поэтому никто не имеет право говорить о порочности власти.
Конечно, в 21 веке нельзя закрыть потоки информации. Информация о коррупционных преступлениях, различных злоупотреблениях всегда будет доходить до граждан через анонимайзеры, мессенджеры, ТОР и т.д., Даже во времена СССР , в условиях абсолютной монополии власти на распространение информации, так и не была создана стерильная и герметичная информационная среда, которая бы перекрыла нашему человеку возможность критиковать власть.
Но пугает именно настойчивое желание нашей власти наступать на одни и те же "грабли". Эти "грабли" закрытости от народа и создания ореола неприкосновенности власти и постепенного ограничения свободы слова непременно вызывают все большее раздражение у обычных граждан и принятие Закона "о неуважении к власти" не добавит авторитета никому из властных структур.
Именно поэтому "Закон о фейках и неуважении к власти" плохой не только, как юридический документ, он плох по своей сути, как антиобщественный и контрпродуктивный документ.
Спасибо за внимание. По вопросам бесплатных юридических консультаций пишите на почту wladimirvladi44iroff@yandex.ru или в комментарии.