Найти тему
Махараштра

Странности среди дикой природы

Оглавление

Во время пребывания у первобытных народов антропологи иногда сталкивались с явлениями, которые остались и остаются табу для западной науки. То, что Брюс Гриндал, Эдит Тернер и другие видели во время африканских церемоний, выходит далеко за рамки понимания реальности белого человека. Эти переживания часто оставляли неизгладимое впечатление у исследователей. Однако для автохтонов это были приемлемые и реальные вещи. Что-то из этого мира для нас.

Нахождение себя в окружении другой, совершенно чужой культуры само по себе странно. Однако многие антропологи заметили, что во время своих экспедиций они начали испытывать реальность так, как это казалось неприемлемым для западной науки. Эти переживания можно считать «аномальными», поскольку они не вписываются в рациональный, научный образ мира. Представители первобытных культур относились к этим вопросам совсем по-другому - хотя они не были для них обычным явлением, они были, однако, очень важны. Более конкретно, они рассматривают возможное существование таких явлений, как телепатическое общение, пророческие сны, встречи и беседы с призраками или колдовством, в отличие от западных культур.

Многие уважаемые антропологи заметили во время своей работы, что достаточно сделать несколько шагов назад, чтобы испытать другое понимание реальности (не прибегая к психоактивным веществам). Э.Б.Тилор, Э.Э. Эванс - Притчард, Б.Т.Гриндал и Э.Тюрнер испытали это на себе и интерпретировали по-своему. Анализ их опыта общения со сверхъестественными явлениями позволяет не только заглянуть в их глубины, но и понять, какое отношение к ним имеет академическая наука.

Явления и викторианский интеллект

Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) - английский антрополог, этнолог и археолог, интересующийся главным образом генезисом культуры и религии. Автор «Первобытной цивилизации» и «Антропологии».
Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) - английский антрополог, этнолог и археолог, интересующийся главным образом генезисом культуры и религии. Автор «Первобытной цивилизации» и «Антропологии».

Эдвард Бернетт Тилор (1832-1917) считается одним из отцов антропологии, а также типичным антропологом-креслом (вместо дальних экспедиций он предпочитал молчание библиотек). Однако в 1872 году он провел этнографический эксперимент с участием нескольких членов спиритуалистического движения, которое в то время получило множество сторонников в Америке и Европе.

Тайлор был заинтригован тем, как много интеллектуалов викторианской эпохи поверили средствам массовой информации в способность передавать доказательства того, что человеческая жизнь не заканчивается после физической смерти. Вера в духовных существ была одной из основ теории происхождения религии Тайлором; он предположил, что оно возникло аналогично спиритическому движению. Поскольку он считал его современным вариантом анимистских убеждений, он хотел увидеть, насколько это практично.

Тайлор начал исследования как скептик, убежденный в том, что духовная среда либо чрезмерно верит в контакт с преступным миром, либо (что еще хуже) сознательно пытается ввести в заблуждение людей, собравшихся на показ. Однако заметки ученого того периода указывают на более сложную ситуацию: хотя он действительно мог обнаружить несколько мистификаций на сеансах с призраками, он не мог объяснить возможности таких средств массовой информации, как Даниэль Дуглас Хоум, Стейнтон Моисей или Кейт Фокс. После просмотра первого из них он заметил, что не может объяснить, как «играли загадочные щелчки, левитация стола или спонтанный аккордеон». В случае Стейнтона он заявил, что «его транс казался реальным», а случай с Кейт Фокс посчитал его «достойным дальнейшего рассмотрения». Благодаря опыту работы со СМИ он признал что невозможно отрицать возможность того, что «может существовать парапсихическая сила, вызывающая перетасовку, перемещение объектов, их левитирование и т. д.». Тем не менее он не согласился с необходимостью публикации этих наблюдений, даже как части работы по анимизму. Они показали, что вера в подобные явления не ограничивается «дикарем», но также включает представителей английской элиты. Опасаясь насмешек из мира науки, которые испытал химик сэр Уильям Брукс после публикации выводов Д.Д. Хома в 1874 году, Тайлор решил, что то, что он увидел, не стоило того. эта вера в подобные явления не ограничивается «дикарем», но также включает представителей английской элиты. Опасаясь насмешек из мира науки, которые испытал химик сэр Уильям Брукс после публикации выводов Д.Д. Хома в 1874 году, Тайлор решил, что то, что он увидел, не стоило того.

Вещество мага

Эванс - Притчард (1902-1973) в окружении молодежи Занде.
Эванс - Притчард (1902-1973) в окружении молодежи Занде.

В начале 20-го века антропология была немного дальше, чем во времена Тайлора. Бронислав Малиновский (1883–1942) изложил совершенно новые схемы исследований, разработав метод «наблюдения за участниками», который до сих пор является опорой этнографии. В 1926 году британское правительство попросило Эдварда Эванса-Притчарда (1902-1973) провести расследование в отношении жителей Азанде (Занде) из Южного Судана, среди которых он прожил четыре года подряд, по мере возможности участвуя в их повседневной жизни.

Благодаря тесным контактам с Азанде Эванс-Причард узнал много нового об их космогонии и убеждениях. Их понимание причинно-следственных связей было особенно интересно. Он установил, что в сознании Азанде колдун был партией, задачей которой было объяснить необычные и несчастные события. Более того, по его мнению, их взгляды (которые были довольно радикальными в то время) были логичными, и вера в колдовство не противостояла рациональному подходу к другим явлениям природы. Однажды ночью произошло нечто особенное.

«Около полуночи, перед тем как лечь спать, я взял копье и пошел, как и каждую ночь, гулять. Я прошел через сад с банановыми деревьями возле одной из хижин, когда заметил яркий свет, проходящий мимо дома моего слуги и направляемый к хижине человека по имени Тупой. Поскольку это стоило исследовать, я следовал за ними, пока высокие деревья не помешали дальнейшему наблюдению. К сожалению, я потерял свет. Я знал, что только у одного человека в деревне была лампа, которая могла дать такой же сильный свет, но утром он сообщил мне, что был очень поздний час, и не использовал ее. Он сказал мне, что то, что я увидел, было связано с заклинаниями. В то же утро умерли старший двоюродный брат Тупойя и друг владельца лампы. Свет, который я видел, должен был быть связан с этим.

Азанде признал это явление сверхъестественным. Свет, который видел Причард-Эванс, был, по их мнению, веществом из тел колдунов, которые они изгнали, чтобы убить кого-то. Несмотря на местные заверения, что ученый видел магическое «излучение» тела, он решил, что это скорее кто-то, кто «зажег горсть травы, чтобы осветить его путь в туалет». Хотя британец проигнорировал объяснения автохтонов, он понял, что это очень важно для них. Стоит добавить, что в 1944 году антрополог перешел в католицизм, и его решение пытались объяснить, что он испытал в Африке. Эта трансформация шла рука об руку с открытостью говорить об их переживаниях, что было противоположным поведению Э. Б. Тайлора.

Танцы мертвецов

Фея-прорицательница из Сисаленда, использовавшаяся для общения с духами предков.
Фея-прорицательница из Сисаленда, использовавшаяся для общения с духами предков.

Аномальный или, как сказал Брюс Т. Гриндал «сверхъестественный» опыт, он случился с ним во время его пребывания у жителей Сисалы из Ганы в 1967 году. В результате смерти двух жителей деревни должна была состояться широкомасштабная церемония с участием «БОМО». Несколько дней подготовки к церемонии были настолько интенсивными, что они сильно нарушали ритм дня Гриндала. В день похорон, когда должно было произойти «чудо», он был измотан, но тем не менее он передал чрезвычайно обширные отношения о своем опыте:

«Когда я наблюдал за ними, я понял, что они начинают двигаться вперед и назад. Я заметил, что гока (участник похоронной церемонии) и тело объединились в ритме плача и шума. Я заметил, что время от времени тело двигалось, как будто в ответ на движения гоки. Сначала я подумал, что мои глаза играют трюки. Я не могу сказать, когда это началось, но начало в ужасе ждали прибытия чего-то невообразимого. Я едва мог дышать, я чувствовал беспокойство в кишечнике, которое соответствовало повышению сознания. То, что я тогда увидел, выходило за рамки нормального восприятия. И тело гоку, и труп были обстреляны лучами света, которые были настолько мимолетны, что было трудно определить, откуда они взялись. Гока ударился о землю металлическим мотыгой и выстрелил ртом вокруг слюны. Внезапно искры начали падать с него, как огонь. Я почувствовал, что моя челюсть сжалась, и дрожь пробежала по моей спине.

Передо мной разворачивалось уродливое и прекрасное зрелище. От пальцев и губ кишок нити света бежали к пальцам ног и ногам мертвого тела. Спазм потряс труп, он встал на землю и начал безумно танцевать. Когда я посмотрел, я присоединился к этому кругу силы. Казалось, что стены и пол были живы и излучались светом и силой, которые толкают танцоров в одну сторону, а затем в другую... »

Вы не можете быть равнодушными к этим шокирующим отношениям. Гриндаль хотел описать событие в мельчайших деталях, ссылаясь также на интерпретацию сизаля. Он подтвердил, что то, что он описал, имело место на самом деле, и увидел это не только он, но и все собравшиеся. Не удивительно, однако, что это был достаточно сильный опыт для него, и он не собирался повторять это. Как он говорил, он был счастлив испытать его один раз в жизни, а затем обсудить теоретические соображения о нем.

Извлечение Ихамбы

Дети из народа ндембу
Дети из народа ндембу

Опыт Эдит Тернер во время ее пребывания с людьми ндембу из Замбии относится к одному из самых известных этнографических описаний встречи со сверхъестественным явлением. Тернер посетил церемонию исцеления, во время которой шаман пытался удалить злой дух Ихамбы из тела пациента. В конце она увидела необычную, почти "эктоплазматическую" массу, которую вырывали из спины женщины.

"Целитель, стоящий посередине, пошатнулся. Все высунулись, потому что он, очевидно, поймал его. Как и они, я поняла, что некоторые барьеры ломаются, и начала плакать. Это что-то хотело родиться, и это просто пришло в мир. Затем Меру (пациент) упал. Прошло некоторое время, прежде чем мне удалось наклониться к спине Билла в общем гневе. Целительница прижалась к ее спине Ввнезапно Меру подняла руку, словно ее отпустили, и затем я увидела собственными глазами, что что-то из мышц ее спины выходит, что напоминает большой серый сгусток диаметром около 6 дюймов; большое, матовое «что-то» приняло форму сферы. Я был поражен. Я засмеялся, когда понял, что видел Ихамбу, и такой большой. Это было ясно видно. Тем временем руки целителя работали над спиной пациента. Контейнер был подготовлен. Что бы это ни было, что-то это было закрыто."

Для Эдит Тернер этот опыт был настолько мощным, что бросил вызов основам науки. Она обнаружила, что на протяжении десятилетий антропологи встречали призрачные истории, которые они игнорировали. Как она писала: «Антропологи были свидетелями многих ритуалов, связанных с призраками. Каждый раз местные жители пытались заставить их осознать, что призраки существуют, но они интерпретировали все по-своему, совсем по-другому. Тернер решил взглянуть на это глазами исследованных народов, хотя это выходило за рамки обычно поддерживаемой исследовательской дистанции. Этот опыт также привел к тому, что она изменила свой взгляд на сферу существования нематериальных сущностей.

Антропология странности

Какие выводы мы можем сделать из этих отношений? Можно сказать, что любой, кто прожил достаточно долго в культурах, упомянутых здесь, мог быть свидетелем подобных ситуаций. Возможно, «участие» является общим условием для переживания всех видов паранормальных явлений. Тайлор, входя в среду старших спиритуалистов, испытал явления, которые он не мог понять. Эванс Притчард, когда он испытал встречу с «веществом колдуна», долгое время жил среди Азанде. Это было похоже на опыт Гриндала, который, как и Эдит Тернер, принимал полное участие в проведении церемонии.

Возможно, по этой причине при изучении паранормальных явлений следует учитывать культурный фактор и способ интерпретации людей, которые их испытывают. Участие позволяет исследователю получить достоверную информацию об опыте и измененном состоянии сознания, связанном с переживанием сверхъестественного. Упомянутые выше отношения также указывают на постепенное изменение подхода антропологов к аномальному опыту, с которым сталкиваются некоторые из них. Большая открытость означает, что в будущем мы сможем узнать намного больше об этих событиях.