Во второе воскресенье марта – Международный день планетариев (Day of Planetaria) – а придумала его отмечать Итальянская Ассоциация планетариев (Оказывается, есть и такая! Да и самих планетариев в мире – несколько тысяч).
Мероприятие учредили не так давно – в 1990-м… что, впрочем, неудивительно, поскольку первый планетарий появился в 1924-м. (Вообще-то, попытки делались с незапамятных времён – Анаксимандр Милетский соорудил свой небесный глобус ещё в VI веке до н. э. Однако, эта не дошедшая до нас штуковина имела, как минимум, два недостатка – во-первых, мудрец полагал, что Земля – это цилиндр, зависший в центре мироздания; во-вторых – даже такую версию, по понятным причинам, приходилось рассматривать сверху…)
Спустя время возникли технические возможности для строительства сфер. (По слухам, первым отличился Архимед – но, как и в случае с зеркалом, спалившим римский флот, детали неизвестны). Так или иначе, аттракционы в виде раскрашенных изнутри куполов постепенно появились – в центр вращающегося устройства помещалось около десятка зрителей. Наконец, в начале прошлого века недавно созданный мюнхенский Немецкий музейзахотел заказать аналогичную штуковину – но большую! Взялась фирма «Карл Цейс» – и в процессе работы одного из участников проекта, астронома Вальтера Бауэрсфельда, осенило: «Большая сфера должна быть неподвижна, а её внутренняя белая поверхность должна стать экраном для многих малых проекторов, размещённых в центре сферы. Взаимное положение и движение маленьких проекторов должно управляться подходящим механизмом так, чтобы создаваемая на экране картина небесных тел и видимых невооружённым глазом созвездий по положению и движению была такой, которую мы привыкли видеть в природе». Так возникло принципиально новое решение (кстати, «планетарием» называется не только сам купол, но и самое в нём главное – проекционный прибор).
P.S. …Идеей мгновенно заинтересовались охочие до просвещения большевики! Оборудование закупили у «Цейса», «оптический научный театр» (диаметром двадцать семь метров и аж на тысячу четыреста мест!) соорудили своими силами – и Московский планетарий открылся в 1929 году, став тринадцатым в мире (притом, что из предыдущих десять были немецкими). Впрочем, это – совсем другая история.