Ярким эпизодом Столетней войны 1337-1453 годов между Англией и Францией стал костёр инквизиции, на котором в 1431 году закончила свою жизнь обвиненная в ереси и колдовстве, признанная спасительница Франции, деревенская полуграмотная девушка Жанна Д’Арк.
Голоса свыше, сподвигнувшие простую крестьянку на борьбу с иноземцами во славу Франции, в конечном итоге стали основой её обвинения в ведьмизме. Взошедший с её помощью на престол король Франции Карл VII не предпринял абсолютно ничего для освобождения попавшей в плен к англичанам Орлеанской девы.
В мае 30-го дня 1431 года костёр инквизиции на Старорыночной площади Руана обратил Жанну Д’Арк в прах, который английские солдаты тотчас выбросили в Сену.
Процесс сожжения был обставлен таким образом, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что Жанна Д'Арк действительно при этом погибла, а не была «под шумок» под дымовой завесой тайком уведена с места экзекуции. Силу горения дров уменьшал палач, раздвигая их, чтобы все могли увидеть обугленное тело спасительницы Франции.
Прошло пять лет. Однажды к двум братьям Орлеанской девы рыцарю мессиру Пьеру и оруженосцу Жану Маленькому, проживающим в Лотарингии в местечке Гранж-оз-Орме, заявилась некая девица Клод, которая прямо с порога, бросившись к ним на шею, заявила, что она их единоутробная сестра Жанна Д'Арк, чудесным образом спасшаяся от неминуемой смерти на костре. Оторопевшие поначалу братья подвергли девицу Клод перекрёстному опросу. Та отвечала бойко, и её ответы удивляли братьев удивительно точными совпадениями с их воспоминаниями о своей героической сестре. Кроме того, Жанна-Клод внешне была очень похожа на их Жанну, которую Пьер и Жан не видели уже много лет. Несколько дней она провела в их доме, в результате чего братья окончательно признали в Клод свою Жанну.
Весть о возвращении народной героини мгновенно разнеслась по округе. На празднике Святой Троицы новоявленная Жанна в сопровождении братьев предстала перед жителями Марвиля. Ликованию народа не было предела! Богатые местные сеньоры предоставили Жанне коня, мужскую одежду, меч и доспехи – все те атрибуты, без которых образ Орлеанской девы был бы неполным.
Жанну затребовали на аудиенцию к могущественной герцогине Люксембургской, от которой зависело не только благосостояние, но зачастую и жизни подданных. После встречи с Жанной герцогиня объявила её своей подругой и пригласила погостить в свой замок в Арлоне. Их постоянно видели вместе, что только укрепило уверенность народа в том, что Клод и Жанна Д'Арк это одно и то же лицо.
Затем последовал визит в Кёльн, где граф Варненбургский, преклонявшийся перед историей подвигов Жанны Д'Арк, устроил ей воистину королевский приём и преподнёс в подарок изготовленные специально для неё доспехи. Красочно и подробно рассказывая о своих подвигах, Жанна-Клод, в то же время, говорила иносказательно или вообще загадочно умолкала, когда речь заходила о её чудесном спасении, предоставляя слушателям самим дорисовывать в воображении обстоятельства избавления девушки от огня инквизиции.
В 1436 году в воскресшую из небытия Орлеанскую деву влюбился знатный и богатый сеньор Робер дез Армуаз. Свадьба была пышной и поразила современником большим количеством приглашённых и богатым пиром. Влюблённый по уши Робер немедленно отписал своей жене огромную часть своего имущества, о чём свидетельствует сохранившаяся до наших дней купчая.
Один из братьев Жанны, Жан дю Ли, встречался с королём Карлом VII и просил у того аудиенции для своей сестры. Однако, король почему-то решил отказаться от встречи с восставшей из огня Орлеанской девой. Скорее всего, ему не хотелось отвечать на вопрос, почему же он тогда, во время пленения Жанны Д'Арк, не предпринял попытки к её спасению путём выкупа пленницы у противника, тем более такая тактика спасения в период Столетней войны успешно практиковалась. А может быть, он просто не верил той, кого считал самозванкой, и не хотел быть в числе облапошенных ею простаков? История не оставила нам ответа на этот вопрос.
А тем временем, в честь Жанны дез Армуаз в различных городах Франции устраивались пышные приёмы. Особенно триумфальным было её посещение Орлеана, похожее на вступление в город Жанны д'Арк десятью годами ранее.
Улицы города, украшенные хоругвями, заполонили восторженные жители, которые со слезами радости на глазах приветствовали свою немного постаревшую и оттого слегка изменившуюся героиню. За счёт муниципалитета накрывались столы для Жанны и её свиты, которую возглавляли оба брата Орлеанской девы. Самой Жанне-Клод было вручено 200 золотых монет от благодарных соотечественников.
Братья Жанны в качестве её эмиссаров объездили почти всю Францию, всегда получая хороший приём, дармовую еду и питьё для себя и своей свиты, а иногда и звонкую золотую монету…
В народе миф о чудесном спасении Жанны Д'Арк на английском костре набирал силу. Появившиеся невесть откуда «очевидцы» рассказывали, что на костёр Орлеанская дева шла в колпаке, нахлобученном на голову так, что узнать её было невозможно. Таким образом, казнена была якобы другая женщина, а не Жанна, которая была выведена из камеры сообщниками потайным ходом перед самой казнью. Массовое признание героини жителями Орлеана только подтверждало этот миф.
Наверное, на этом можно было бы ставить точку... Если бы не одно «но».
В сообщении издания того времени под названием «Парижский обыватель» от августа 1440 года говорится о том, что на суде при большом количестве свидетелей некая дама призналась, что она незаконно выдавала себя за Орлеанскую деву, чтобы повысить свой статус никому не известной нищей девушки и выйти замуж за состоятельного гражданина. Став графиней дез Армуаз, она родила супругу двоих детей и теперь искренне раскаивается в своей афере. Своё умение ездить верхом, облачаться в доспехи и владеть оружием лже-Орлеанская дева (она же Клод, она же графиня дез Армуаз) объяснила тем, что, убив свою мать, сбежала от возмездия и действительно воевала в Италии в качестве переодетого мужчиной солдата, даже убив при этом двух врагов.
Не надо было графине дез Армуаз приезжать в Париж в надежде на пышный приём и признание, как в своё время в Орлеане! Жадность и тщеславие погубили гениальную аферистку своего времени: она была изобличена, брошена в тюрьму и, после суда, выставлена у позорного столба. Легенда рухнула.
Совсем недавно в Национальном архиве Франции был обнаружен документ, в котором сказано, что в 1457 году была помилована некая мошенница, долгое время выдававшая себя за Жанну Д'Арк, с получением на руки документа о помиловании. Описание её злоключений в точности совпадает с «триумфальным возвращением Орлеанской девы».
Это и есть точка в этой запутанной истории.
В истории государства Российского также было немало случаев, когда авантюристы разных мастей выдавали себя за умерших или погибших исторических личностей, таких как царевич Димитрий, царь Пётр III, княжна Тараканова, великая княжна Анастасия Романова…
Но это уже другие истории…