Найти в Дзене
Культурный код

Как белогвардейцы народ и церкви грабили

Под тоскливый мотив «поручика Голицына» мне рассказали историю прихода войск Мамонтова в одну из деревень. Деду рассказчицы на тот момент было семь лет, но он хорошо запомнил, как в дом их зашел белогвардейский офицер.

Мальчишка сидел за столом и ел паслен, а единственная бывшая в доме взрослая — его тетка, забилась за печку. На вопрос — «где все» отрок, не долго думая, ответил:

 — Остальные в поле, а тетка вон, за печкою заховалась.

Мамонтовский отряд не тронул ни ребенка, ни тетку, но забрал практически весь свежевыпеченный хлеб, оставив на семью всего одну ковригу.

Рассказчица умилялась доброте и благородству грабителей — мол, были бы на их месте «красные», то и ребенка и женщиной порешили, и хлеб забрали абсолютно весь, ни булки не оставили.

Вам не смешно? На самом деле вы правы, тут не смеяться, тут плакать надо, ио гражданская война после Революции открыла в людях самые гадкие стороны их души: сын на отца, брат на брата…

Однако с романтизацией «белой» стороны и демонизацией «красной» надо что-то делать. Начнем с того, что «белые”были овсе не так благородны, как описывают сейчас.

На самом деле дворянство прекрасно понимало, что их дни на Родине если и не сочтены полностью, то власть над Империей утрачены на многие годы вперед. Потому кроме сопротивления «народной армии» они весьма и весьма активно реквизировали ценности и вывозили их заграницу.

Взять, хотя бы, того же самого Мамонтова. Его рейд 10 августа — 19 сентября (по новому стилю) 1919 года в тыл «красным» в районе Воронежа был очень успешным: прорвав фронт, конная группа численностью от семи до восьми тысяч сабель уничтожала склады, взрывала мосты, распускала мобилизованных.

Но, кроме этого поход Мамонтова запомнился небывалым размахом грабежа. Уже отправляя своего генерала, Деникин напутствовал группу словами:

 — Постарайтесь пополнить силы за счёт населения, опустошайте тылы противника и создайте плацдарм для обеспечения удара нашей армии на Москву.

Мамонтов исполнил наказ, частично.

В белогвардейской газете «Приазовский край» от 27 августа 1919 года было опубликовано донесение генерала:

— Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей.

Если порыться, можно найти и воспоминания Деникина:

— Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было — тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты.

Все это имущество до мамонтовского похода принадлежала Русской Православной церкви. Мамонтовская армия разграбила более 80 храмов. Для учета добычи при деникинской армии была создана «Комиссия по реализации военной добычи»

Лученков, бывший белогвардеец, подтверждал грабежи церквей уже в эмиграции:

 — Главную часть этой добычи составляли церковные ризы, иконы, кресты, изъятые из храмов божьих

А вот как все это реализовывалось, расскажу в следующий раз…