Эмманюэль Макрон вновь призвал к реформам Европейского Союза, которые, по его словам, должны проложить путь к «Европейскому ренессансу». Тем самым французский президент вновь пытается выступить в роли «вождя» ЕС на фоне ослабления Германии и скорой отставки Ангелы Меркель, однако другие европейские лидеры не торопятся идти за Макроном:
Полтора года назад мы писали о «Европейской речи» Макрона и о скептической реакции на неё со стороны европейских политиков и СМИ:
http://finfront.ru/2017/10/06/macron-proposes-eu-for-all/
Суть предложений Макрона состоит в укреплении единства ЕС за счёт формирования общего военного бюджета, скоординированной борьбы с проблемами миграции, совместного регулирования цифровых технологий и так далее. Только единая Европа, по мнению французского лидера, способна эффективно противостоять внешним вызовам.
На этот раз Макрон обратился к гражданам ЕС в форме открытого письма, напечатанного в ряде крупнейших европейских газет.
Во многом оба выступления Макрона были нацелены на внутреннюю французскую аудиторию, которая в большинстве своём не жалует бывшего банкира на посту президента.
Однако гражданам ЕС действительно есть о чём побеспокоиться — вызовы для европейского проекта многочисленны и очень серьёзны. Великобритания собирается вскоре покинуть Евросоюз, Китай отвоёвывает у европейских компаний рынки по всему миру, США начали торговую войну в том числе и против ЕС.
Возможно, осознание того, что за последний год ситуация значительно ухудшилась, заставило власти ЕС и правительства европейских стран более благожелательно отреагировать на предложения Макрона, чем в прошлый раз.
«Немецкое правительство поддерживает заинтересованное обсуждение того, в каком направлении должен двигаться Европейский Союз», — заявил представитель немецкого правительства.
Еврокомиссия, которая осуществляет исполнительную власть от лица ЕС, поддержала призывы Макрона, назвав их важным вкладом в «дискуссии о Европе», однако заявила, что большинство предложений французского президента либо уже реализованы, либо находятся в процессе имплементации.
Президент Евросовета поляк Дональд Туск поддержал одну из инициатив Макрона — создание Европейского агентства по защите демократий, целью которого является защита стран ЕС от внешних кибератак и вмешательства в выборы (очевидно, это очередное проявление страха западной элиты перед «российской угрозой»).
Бельгийский премьер-министр Шарль Мишель также поддержал в Твиттере отдельные идеи Макрона, в том числе ведение общеевропейской минимальной зарплаты, инвестиции в борьбу с изменениями климата и создание общеевропейского совета по безопасности и обороне.
Ожидаемая критика предложений Макрона об усилении интеграции пришла с востока ЕС. Чешский премьер-министр Андрей Бабиш назвал идеи французского президента «полностью оторванными от реальности»: «Я заметил, что когда Франция говорит ‘больше Европы’, она на самом деле имеет в виду ‘больше Франции’. Но так не пойдёт. Мы все равны в Европе».
На этом фоне весьма неожиданно прозвучала поддержка Макрона со стороны венгерского премьер-министра Виктора Орбана, который считается националистом и критиком ЕС.
«Это может стать началом серьёзной европейской дискуссии», — заявил Орбан в письме агентству Рейтер. «В деталях, разумеется, наши взгляды различны, но гораздо более важно, чтобы эта инициатива стала хорошим стартом серьёзного и конструктивного диалога о будущем Европы».
Макрона стоит уважать за волю к победе, но вряд ли избиратели ему поверят. Он не может убедить даже самих французов прекратить протесты «жёлтых жилетов», у него низкий рейтинг и отвратительная репутация. Стать в этих условиях европейским лидером будет сложно.
На планы Макрона нужны деньги, много денег. Деньги в ЕС есть только у Германии. Правительство Меркель (да и следующие правительства после Меркель) вряд ли захотят финансировать Макрона.
Вероятно, французского президента будут и дальше слушать, вежливо соглашаясь. Однако тем самым Макрон может случайно открыть ящик Пандоры. Орбан не зря рад возможности начать широкую общественную дискуссию о будущем ЕС. Результат такой дискуссии может сильно не понравится президенту Франции.