Давайте проведем эксперимент и сравним портреты разных художников, на которых изображена одна и та же женщина. Хороший художник улавливает не только черты лица своей модели, но и ее характер.
..Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру"
Анна Ахматова была поразительной женщиной. Нужно было будоражить остротой своего ума, глубиной мысли, чтобы разные художники хотели потратить как минимум несколько часов и увековечить твой образ.
Хотите узнать больше о русской живописи 19 века?
Скачивайте мою онлайн-лекцию "Русская живопись 19 века: передвижники против классицизма"
Эти портреты очень разные по стилям, но, по-моему, нельзя сказать, что на них изображены разные люди. Все художники увидели Ахматову такой, какой она была: прямой, несгибаемой, глубокой. Удивительно, но никто из них не изобразил ее улыбающейся. Такое единодушие говорит о том, что эти художники были достаточно талантливы, чтобы уловить и перенести на холст ее характер. Портреты Ахматовой различаются тем, что каждый художник привносил частицу своей собственной индивидуальности.
Модильяни
Рисунки Модильяни глубокие, пронизаны какой-то болью, хотя написаны во время их страстного романа.
В 1910 году в Париже произошла встреча итальянского художника Амедео Модильяни и русской поэтессы Анны Ахматовой. Моди представился ей как «художник и еврей». Интерес друг к другу вспыхнул, несмотря на то, что Анна приехала в Париж спустя 2 месяца после своей свадьбы.
Ахматова называла Модильяни«художником, с которым у меня абсолютно ничего не было». Но поверить в это совсем невозможно хотя бы потому, что он написал 16 рисунков обнаженной Анны. Несколькими изломанными линиями художник передал всю Ахматову: ее красоту, характер и судьбу.
Альтман
Портрет работы Натана Альтмана дерзкий, амбициозный и тонкий, как сам автор. Альтмана всегда влекли суперсовременные стили. Он с необычайным талантом применял все новшества живописи начала 20 века: от кубизма Пикассо до супрематизма Малевича. Чей характер изображен на этом портрете: Ахматовой или Альтмана?
Тырса
Работа Тырсы, как великого графика и педагога, безупречна технически. Его называли виртуозом рисунка. Много лет он преподавал в Академии художеств, затем во Вхутеине и Институте гражданских инженеров. И портрет Ахматовой точно отражает не натуру модели, а характер самого художника: перфекциониста и строгого учителя.
Серебрякова
Зинаида Серебрякова изобразила наиболее нежную и женственную Ахматову себе под стать. Зинаида Серебрякова, урожденная Лансере из художественного семейства Лансере-Бенуа, довольно легко начала свое восхождение на художественный Олимп. В России. Где ее дядя критик Александр Бенуа был значимой фигурой художественной жизни. Бенуа не только писал хвалебные отзывы о картинах племянницы, но и подбрасывал заказы. Например, для росписи Казанского вокзала он пригласил Кустодиева, Добужинского и своих племянников - Евгения и Зинаиду. Все это не умаляет таланта Серебряковой, ведь талантам тоже нужно помогать.
Петров-Водкин
На работе Петрова-Водкина, того же года, что и портрет Серебряковой, поэтесса выглядит как минимум на 10 лет старше, решительная, как революционер, каким был в живописи сам художник. Кузьма Петров-Водкин с малых лет завороженно наблюдал, как иконописцы пишут иконы. Его стиль - это слияние современных ему символизма и модерна и иконописи.
Хотите узнать больше о русской живописи 19 века?
Скачивайте мою онлайн-лекцию "Русская живопись 19 века: передвижники против классицизма"