Об основных направлениях развития Сибири в интервью ЧС-ИНФО рассказал полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло.
— В последнее время Владимир Владимирович Путин часто подчёркивает, что добиться чего-то можно лишь тогда, когда ставишь перед собой амбициозные цели. А какие задачи ставит перед собой сегодня Сибирь?
— Все амбициозные цели и задачи были поставлены президентом России: сначала в майских указах 2012 года, затем в новом майском указе 2018 года, а уточнены и конкретизированы в Послании, которое он огласил недавно. Самое главное сегодня — это организовать исполнение тех задач, которые поставлены президентом. Они очень амбициозные. И чтобы их выполнить, должна быть выстроена системная и каждодневная работа во всех регионах.
В Послании президент озвучил конкретные проекты, по конкретным направлениям, с конкретными критериями, параметрами и финансированием. Аналогов такого за все время, которое я помню, не было.
Поэтому мы будем следовать этим целям, конечно, исходя из специфики сибирских регионов. А специфика многогранна: это и географическое положение, и климатические условия, и уровень развития экономики, и социальной сферы, это и бюджетная обеспеченность. Мероприятия, которые спланированы в национальных проектах, – это основа, необходимая, чтобы мы могли сделать рывок вперед. Но это не всё. У нас есть и региональные программы, которые должны планироваться и исполняться в субъектах Федерации.
Да, не все регионы, даже внутри одного округа, одинаково развиты. Где-то хуже, где-то лучше. Где-то потенциал больше, где-то меньше. Исходя из этого, мы сегодня задачи уточнили, и губернаторам эти задачи понятны.
— Одна из особенностей Сибири – это миграционные проблемы. Сибирь теряет население ежегодно. Как вы считаете, что надо сделать, чтобы это остановить?
— Нужно понимать, что меняется экономика, способы производства, автоматизация и внедрение цифровых технологий высвобождает трудовые ресурсы. Нужно следовать велению времени, развивать новые производства, малый бизнес, сферу услуг.
Люди работают там, где хорошая зарплата, и при этом хотят жить качественно. Мы не должны заставлять людей жить там, где они не хотят. Но если мы создадим условия, чтобы люди захотели жить, к примеру, на Севере, они туда поедут, и будут там жить.
Об этом и говорил президент. Сколько социальных льгот он предложил в своем послании: и по многодетным семьям, и по освобождению от налогов, и по налогу на прибыль, и по ипотеке. Конечно, нельзя сказать, что это завтра же прекратит отток населения. Но когда будут созданы нормальные условия для работы, жизни, воспитания и обучения детей, я думаю, у человека будет возможность выбора.
— То же самое, наверное, касается и миграции людей внутри регионов, когда пустеют села, а города переполняются?
— На самом деле очень многие хотят жить и на селе. Но там может не быть школы, дома культуры, скоростного интернета, дороги и другой необходимой инфраструктуры… Кто захочет жить в таких условиях?
Если мы хотим, чтобы не было оттока людей из села, то нужно создать комфортные условия. Президент поставил задачу: гражданин Российской Федерации должен жить одинаково на всей ее территории. Первый пример – это переход на цифровое телевидение. Это как раз движение в нужном направлении. Такая работа позволяет предотвратить отток населения из приграничных или из экономически значимых районов.
— Тут возникает противоречие. Есть установка, что жизнь должна быть одинаковой везде. Но рыночная экономика говорит другое. Чтобы, например, оператору было выгодно поставить вышку в каком-то районе, там должно быть определенное количество населения.
— Мы эту проблему уже решали в пограничных районах Забайкальского края. Да, бизнес говорит, что ему невыгодно работать на этих приграничных, например, сорока километрах. Но ведь этот же бизнес ведет свою деятельность не только на этой территории, а по всей России. Поэтому вопрос удается решить за счет определенных договоренностей. Это касается и использования инвестиционных средств, чтобы что-то построить с длительным сроком возврата. Это и концессионные соглашения. Здесь уступили – там заработали.
Каждый преследует свою цель. Бизнес — заработать. А власть – создать условия для людей.
Бюджета на все не хватит, и президент правильно сказал: надо привлекать частные инвестиции. В свою очередь, государство старается создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
— 13 февраля была подписана «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В ней, в частности, говорится и о создании новых условий для бизнеса и крупных инвестиционных проектов.
— Да, в этом документе прописано, какие направления стоит развивать в каждом из регионов. Предполагается создать и особые условия для инвестиционных проектов, особые правила налогообложения для бизнеса, который возьмется за необходимые направления экономики.
Например, в сельском хозяйстве мы переходим к схеме зонирования, о которой давно говорили ученые. Это — требование времени. Успех в сельском хозяйстве зависит от многих факторов. Если климатические условия не позволяют выращивать ту или иную культуру, то зачем ее выращивать и рассчитывать на государственную поддержку? Например, в одном из регионов пытаются выращивать пшеницу, хотя там это сделать практически невозможно. Мы предложили им выращивать рожь, но они не хотят, хотят именно пшеницу. Тогда мы им сказали: хорошо, выращивайте, что хотите, но и поддержки вы не получите.
То есть существуют конкретные отрасли сельского хозяйства, которые в том или ином регионе с точки зрения научного подхода дадут эффект. И государство предлагает этой отраслью заняться. И если бизнес на это соглашается, то ему оказывается поддержка.
Мы переходим к научному подходу в определении и в их развитии.
Объем бюджетных средств, который запланирован на развитие приоритетных отраслей экономики, — громаден. Все мероприятия национальных проектов на 100% обеспечены деньгами. Где-то — бюджетные средства, где-то — софинансирование, но они все подтверждены. Такого еще не было.
— Практика показывает, что у нас в стране, зачастую, даже самые лучшие инициативы гибнут из-за недостаточно качественного исполнения. Как бороться с бюрократическим болотом и нерадивыми чиновниками, чтобы не погубить идеи президента?
— Любая система управления выстраивается под задачи, которые стоят. Но, согласен, качество управления нужно повышать. И еще я бы предостерег от такой риторики, как «бюрократическое болото» и «нерадивые чиновники». Любой управленец, особенно в государственном и муниципальном управлении, действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством, и нарушать их он не вправе. Как управленец могу сказать: нельзя рушить старую систему управления, не создав предварительно новую, и над этим сейчас идет работа.
— Говоря о реорганизации различных структур. Будет ли создано Министерство по делам Сибири? Ведь есть же отдельное – по делам Дальнего Востока.
— А есть ли в этом смысл? Это только одна из возможных конструкций: федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет свои полномочия через кого-то. Создание отдельного министерства — это лишь один из возможных способов реализации задачи. Но у нас может действовать другая конструкция.
— Президент России объявил и о необходимости серьезного прорыва в развитии Новосибирского научного центра. Для реализации этой задачи подготовлена программа «Академгородок 2:0», включающая запуск новых научных проектов. Как может помочь реализация данной программы развитию не только Новосибирского Академгородка, но и всей сибирской науки?
— План развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0» можно считать составной частью плана комплексного развития Сибирского отделения РАН. Реализация Плана комплексного развития СО РАН с учетом перспектив развития сибирских регионов, который правительство уже утвердило, даст эффект на территории всего округа, включая новосибирский Академгородок. Когда мы составляли этот план, то работали со всеми регионами Сибири. Все мероприятия уже спланированы, но пока не подо все подведено финансирование.
Я могу объяснить, почему по некоторым мероприятиям пока нет финансирования. Внести в программу новый пункт, когда она утверждена, это очень сложный процесс. А вот найти источник финансирования, если мероприятие уже утверждено, гораздо легче. Перераспределить финансы, дополнительно выделить, и так далее.
Часть мероприятий пересекается с национальными проектами, и мы будем их еще корректировать в ходе реализации как плана развития СО РАН, так и национальных проектов. Потому что дублирующих мероприятий быть не должно и дублирующего финансирования тем более.
— Вообще, хороших инициатив запускалось много, но не все их удалось полноценно реализовать. Например, программа реиндустриализации экономики Новосибирской области сама по себе — очень хорошая. Но масштабно она пока так и не заработала.
Эта программа принималась в 2017 году как отдельная программа реиндустриализации экономики именно Новосибирской области. Но теперь она уже затрагивает несколько регионов. К тому же она учитывалась при разработке Плана комплексного развития СО РАН. Невозможно развивать Новосибирскую область независимо. Должна быть межрегиональная кооперация.
— Сейчас уровень этой кооперации совершенно недостаточен. Доходит до абсурдных вещей. В Новосибирской области создается завод по производству троллейбусов, а Алтайский край закупает троллейбусы в Белоруссии.
— Есть понятие соотношения цены и качества. Не самоцель — купить свое. Цель – купить свое, конкурентоспособное, соответствующее требованиям времени, высокого качества и по цене, которая устраивает.
Уже сейчас многие ниши, которые раньше были заполнены импортным продуктом, заполняются нашим. Отечественная продукция выходит не только на внутренний, но и на внешний рынок – на экспорт. И здесь у нас большой потенциал.
Мы понимаем, что по некоторым направлениям отставали по технологиям. Сегодня мы это отставание нагоняем. Например, в производстве IT-продуктов. Вот наша новосибирская компания 2Гис – это уже международный уровень.
Но чтобы рост был, нужно время. То, что мы темп набираем, – это факт. Да, не так быстро, как, может быть, хотелось бы. Но ведь и машина, когда ее заводишь, не может сразу набрать скорость 100 км/ч, даже если педаль вдавить в пол. А ведь это – не машина. Это – экономика государства – мощнейшего, большого, с разным уровнем развития регионов…
В то же время мы не сможем обойтись без внутренней и международной кооперации. Да и стратегия развития любой отрасли подразумевает как внутриотраслевую, так и межотраслевую кооперацию. У нас очень мало предприятий замкнутого цикла, которые работают от начального чертежа и до конечного продукта. Особенно большая кооперация сейчас на предприятиях ОПК. Почему у нас такие достижения в военной технике? Потому что происходит внедрение новых технологий в производство. А теперь предприятия ОПК постепенно переходят и на гражданскую продукцию. Каждый год идет увеличение, пусть и небольшими шагами, доли гражданской продукции.
Поэтому мы будем системно работать над задачами, которые поставил президент страны, чтобы достичь даже самых амбициозных целей.
ЧС-ИНФО