1K подписчиков

Музыкальный образ Снегурочки в самой поэтичной опере Римского-Корсакова

9,4K прочитали

"Снегурочка" - самая поэтичная опера Римского-Корсакова, любимейшее его сочинение, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблён в поэтическую красоту "весенней сказки", и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.

Костюмы и декорации Виктора Васнецова к опере «Снегурочка»
Костюмы и декорации Виктора Васнецова к опере «Снегурочка»

"Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу", - вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: "земные" образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные - Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделённые и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; холодное дитя природы, она всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с удивительной правдивостью показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.

Снегурочка и Лель
Снегурочка и Лель

С особой щедростью наделил композитор своими великолепными мелодиями главную героиню Снегурочку. Основа музыкальной характеристики Снегурочки - группа лейтмотивов. Главная тема Снегурочки, по определению автора оперы, - "характера лёгкого, светлого, грациозного, игривого, холодная, несмотря на оживление", - рисует её как наивное дитя природы, ещё не знающего чувства любви.

В Арии Снегурочки лёгкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) - изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического сопрано:

С подружками по ягоду ходить, на оклик их весёлый отзываться: "А-у, а-у!"

Важную роль в музыкальной характеристике Снегурочки играет солирующая флейта - это лейттембр Снегурочки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более "тёплые" краски кларнета. Ария имеет трёхчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

В сумеречки тебя утешу, песню под наигрыш метели запою, запою весёлую.
Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является лирически-проникновенная
ариетта "Слыхала я". В ней выражены её мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается "мерцающими" аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых:
Слыхала я, слыхала, слыхала, мама, я и жаворонков пенье, дрожащее над нивами...

В четвёртом действии тема ариетты станет основой сцены таяния Снегурочки.

В ариетте Снегурочки "Как больно здесь" продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; лирическая тема ариетты наполнена проникновенной задушевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерывность и широта мелодической линии:

Как больно здесь!Как сердцу тяжко стало:тяжелою обидой,словно камнем,на сердце пал цветок.

Сцена таяния Снегурочки - кульминация в развитии её образа - один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Прощаясь с жизнью, с подругами, с милым женихом, Снегурочка восторженно благодарит Весну за её чудесный дар - чувство любви.

Но что со мной? Блаженство или смерть?

А.Н. Островский восторженно принял оперу: "Музыка Корсакова к моей Снегурочке удивительна, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежнохолодной, а потом неудержимо страстной героини сказки".

Сегодня исполняется 175 лет со Дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.