Бизнес - это не только зарабатывание денег. Это еще и философия жизни. Для кого-то это средство созидания, для кого-то разрушения. Для кого-то борьбы за, для кого-то против. И всегда бизнес - это идея. И в общем-то, этот тезис не нуждается в большом количестве доказательств. Это почти аксиома.
А вот в поле идей мы часто путаемся. Либо делаем их слишком простыми ("мы делаем пирожки для того чтобы кормить людей"), либо слишком сложными и оторванными от земли ("мы повышаем общий уровень благосостояния путем продажи недорогих качественных пирожков"). И именно чрезмерное усложнение или упрощение идеи бизнеса часто ограничивает наше мышление. Слишком сложная формулировка, да еще и с высочайшей идеей, не дает мыслить приземленно. Ведь что там эти мелочи. типа клиентского сервиса, когда наши пирожки ни много ни мало спасают мир. Или наоборот, нам некуда развиваться, ибо мы просто делаем пирожки, чтобы накормить ими людей. И тогда мы замкнуты только на одном продукте.
А стоит посмотреть и в другие стороны. И пощупать другие формулировки. Например: "Мы даем люди силы для жизни и работы". И тогда можно расширить ассортимент и задействовать больше товарных групп. Это будет формулировка, расширяющая наши возможности. При этом не стоит терять из вида формулировку: "Когда мы делаем пирожки, они приносят радость и здоровье". Эта формулировка позволяет нам сосредоточиться на качестве продукции и клиентском сервисе.
Любой бизнес может быть сформулирован в нескольких плоскостях. В нем может быть заложена и высокая идея, и абсолютно практичная и приземленная.
Например, сейчас умирает рынок бумажных периодических изданий. Некоторые выживают за счет интернета, а некоторые гибнут совсем. Почему? Во многих случаях потому, что когда-то те, кто умирает сейчас (или уже почил в бозе), решили, что они работают на рынке идеологии, либо рынке интересных историй. Но не на рынке доставки информации. Поэтому, когда стали появляться новые средства этой самой доставки, они до последнего пытались оставаться в старой парадигме. И когда эти средства доставки стали превращаться из экзотики в повседневность, они обнаружили, что все места в новом мире уже заняты более мобильными конкурентами. Теми, кто в свое время не мыслил слишком узко.
Формулировать мысли - нелегкое дело. Особенно, когда речь идет о бизнесе, риске и ответственности и за капитал акционеров, и за судьбы сотрудников. Но ведь это такая работа - думать о бизнесе. И те, кто им управляет, должны это делать качественно. И умело.