Не редко сама или мои ученики задаемся вопросом – что нарисовать? Вот вроде бы душевные силы есть, творческий подъем, технические возможности и решительный настрой, а вот идеи нет. Этот вопрос то крутится в уме и гудит, то бьется о черепную коробку, то расширяется до головной боли, но идеи не приходят. Из-за этих мук постепенно воодушевление тает, настрой пропадает и через какое-то время человек сидит и потупленным взглядом смотрит на пустой лист, холст или экран.
Я свела работу над поиском идеи до трех вопросов на тот случай, если Вдохновение не пришло.
1. О чём? На данном этапе не ищите образы, ищите мысль! Порой даже одного слова будет достаточно для темы рисунка. Чтобы найти слово или мысль, взгляните внутрь себя: о чем вы думаете сейчас, о чем размышляли недавно, что вас взволновало в последнее время. Если вы нашли слово, но вам хочется глубже выразить свою мысль, почитайте афоризмы, статьи, рассказы на выбранную тему.
Пример: пришла на занятие моя ученица и попросила помощи в выполнении домашнего задания по рисованию «На свободную тему». «Свободная тема» - бросок ребенка в центр океана: столько неосмысленных и неоформленных тем, что можно погибнуть в этом полном и бесконечном ничто. Объяснив ученице свою систему поиска идеи, начала просто наугад говорить ей слова. Она остановилась на слове «Сон» и попыталась сама облечь свою мысль в слова. Ее идея была такой: в течение ночи нам может сниться много снов от хороших до кошмаров, они могут переплетаться, внезапно исчезать во тьме или появляться ниоткуда.
Да-да, сначала мысль облекаем в слова, а потом в образы. Сформулированную мысль лучше записать.
2. Чем? Вот теперь ищем к нашей мысли образы: задумываясь над каждым ее словом, размышляя над ассоциациями к словам. Главное не отвлекаться и не менять мысль, чтобы не захламлять свое сознание лишними образами. Можно, конечно, передумать и вернуться к первому этапу, но есть вероятность, что идеи начнут смешиваться сбивая вас с толку.
Пример: Ученица сравнила сны с дверями, к которым ведут лестницы, это те промежутки или переходы между снами, которые мы не помним. Лестницы переплетаются друг с другом и их основания утопают во тьме (в подсознании). Двери закрыты и они все разные. Например, есть старые двери – повторяющиеся сны, светлые – добрые и зловещие – сны ведущие к кошмарам.
3. Каким цветом? К этому этапу у вас есть уже все самое главное – мысль и образы. В принципе, этого уже достаточно для монохромных работ. Если вы решили работать с цветами, то их нужно подобрать к каждому образу. Закрывая глаза, попытайтесь рассмотреть образ, какие чувства вы к нему испытываете? Если бы можно было описать ваши чувства цветами, какие бы выбрали? Очень советую пользоваться сайтами готовых цветовых палитр – это упрощает процесс и у вас будет больше времени на проработку деталей, а не поиска сочетаемых цветов. Ну или можно по старинке подобрать цвета красками, рисуя квадратики или вырезая однотонные квадратики разных цветов из журналов и вручную подбирать палитру.
Пример: Ученица определила для себя цвета хороших, светлых снов и цвета кошмаров. Подобрав готовую палитру и перенеся ее на бумагу, приколола рядом с работой, чтобы палитра всегда была перед глазами.
А дальше процесс рисования.
На самом деле идею найти проще, чем свободное время для творчества!
Успехов вам и Вдохновения!